Чрезмерное потребление соли связано с нарушениями работы мозга

Американские ученые обнаружили, что рацион с чрезмерным содержанием соли вызывает иммунную реакцию, которая способствует развитию нарушений в работе головного мозга.

Диета с высоким содержанием поваренной соли является одной из причин возникновения некоторых болезней. Более ранние исследования достоверно установили связь чрезмерного потребления соли с развитием гипертонии и сердечно-сосудистых заболеваний и инсультов. Ученые подсчитали, что более 1,5 млн случаев смерти за год во всем мире связаны с избыточным потреблением соли. К тому же организм должен тратить большое количество энергии, чтобы постоянно откачивать излишек натрия из клеток, так как он мешает внутриклеточным процессам. В связи с этим ВОЗ в 2013 году снизила норму потребления соли, порекомендовав потреблять в сутки не более пяти граммов.

В своем новом исследовании ученые решили проследить молекулярные механизмы воздействия избытка соли на головной мозг. Они кормили подопытных мышей едой с повышенным содержанием соли. Такая диета, как пишут ученые, была сопоставима со средним высоким уровнем потребления соли человеком. После восьми недель такого питания у мышей заметно ухудшился кровоток в головном мозге, особенно в областях, участвующих в обучении и запоминании: на 28% — в коре головного мозга и на 25% — в гиппокампе. При смене высокосолевой диеты на нормальную церебральный кровоток у мышей через четыре недели возвращался к норме. Тестирование животных также показало заметное ухудшение их конгитивных способностей: грызуны хуже проходили стандартные тесты, связанные с распознаванием предметов, прохождением лабиринта и строительством гнезда.

Проведенный биохимический анализ показал, что избыток соли вызывал у мышей иммунный ответ в виде повышенного производства в кишечнике белых кровяных клеток Т-хелперных лимфоцитов, Th17. Эти клетки в свою очередь стимулировали синтез белка интерлейкина 17 (IL-17), который связан с регуляцией иммунных и воспалительных реакций при инфекционном заражении. И именно повышенное количество IL-17, как говорят ученые, вызвало снижение производства оксида азота в эндотелиальных клетках сосудов головного мозга и ухудшение кровотока в них. Чтобы проверить это предположение, ученые ввели мышам ингибитор ROCK Y27632, который снижал уровень IL-17 в крови. И после этого мыши показали заметное улучшение своих поведенческих и когнитивных функций.

«Наши результаты показывают цепочку „кишечник-мозг“, связывающую диетические привычки с когнитивными нарушениями через адаптированный к кишечнику иммунный ответ и нарушающий функцию мозга посредством циркуляции IL-17. Таким образом, этот путь — потенциальная мишень для борьбы с вредными мозговыми эффектами, вызванными диетической солью и другими заболеваниями», — пишут авторы работы.

Исследование опубликовано в журнале Nature Neuroscience.

Что именно происходит с нервными клетками, когда их поражают заболевания, такие как болезнь Паркинсона, читайте на «Чердаке»