Сотни миллионов лет назад в тропиках было так же холодно, как сейчас в Антарктиде

Ученые выяснили, что климат современных тропических и субтропических широт в период неопротерозоя соответствовал климату современной Антарктики. Исследователи полагают, что во время пика оледенения климат на планете мог быть еще более суровым.
Земля-снежок (snowball Earth) — это гипотеза, предполагающая, что Земля была полностью покрыта льдом во время некоторых периодов неопротерозойской эры (примерно 850—542 млн лет назад). Гипотеза родилась из-за того, что в этот период на тропических широтах сформировались ледниковые отложения. Существуют и другие свидетельства, подтверждающие теорию Земли-снежка, например палеомагнетические данные или соотношение изотопов углерода-12 и 13 в морской воде.

Журнал Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал статью
, в которой описывается работа группы ученых из Канады, Германии, Китая и России по анализу содержания изотопов кислорода-16, 17 и 18 в горных породах, изменившихся под влиянием гидротермальных вод эпохи неопротерозоя.

Традиционно исследователи обращают особое внимание на соотношение изотопов кислорода-16 и 18. Однако возможности ученых в измерении этого соотношения для периода неопротерозоя существенно ограничены. Теперь исследователи предложили измерять соотношения изотопов кислорода с учетом концентрации изотопа кислорода-17 в горных породах, которые происходили в них под воздействием океанической воды. Результаты работы показали, что измерение количества изотопов кислорода-17 действительно может помочь в определении числа изотопов кислорода-16 и 18. Кроме этого, ученые заявили, что климат неопротерозойской эры на современных тропических и субтропических широтах соответствовал климату современной Антарктики. Более того, по мнению исследователей, во время пика оледенения температуры на Земле могли быть еще более низкими.