Космос не повлиял на смертность космонавтов

По крайней мере, если говорить о сердечно-сосудистых заболеваниях и раке

Российско-американская группа ученых проверила, как длительное пребывание в космосе влияет на риск сердечно-сосудистых заболеваний или рака. Исследователи проанализировали данные о космонавтах и астронавтах и сопоставили их с информацией о людях, никогда не летавших в космос.

Во время космического полета человеческий организм сталкивается со множеством необычных вещей. Это и невесомость, и постоянное пребывание в ограниченном замкнутом пространстве с одними и теми же людьми, и космическая радиация, ведь за пределами атмосферы радиационный фон гораздо выше, чем на поверхности планеты, поэтому космонавты и астронавты получают довольно заметные дозы. За полгода на МКС можно набрать около 120 миллизивертов (12 рентген в старых единицах). Это не угрожает здоровью человека, но, тем не менее, намного выше дозы, которую люди получают на Земле, — 3 миллизиверта в год. Именно на радиации сделали акцент авторы нового исследования.

Читайте также: О, как ты изменился. NASA отчиталось об эксперименте с астронавтами-близнецами

Чтобы проверить, как она влияет на здоровье находящихся в космосе людей, авторы новой статьи в Scientific Reports собрали информацию обо всех побывавших там с 1961 года (418 в момент проведения исследования — 301 астронавт и 117 космонавтов). Отдельно ученые разобрали причины смерти тех из них, кто не дожил до наших дней. Таких набралось 89 человек, из которых 26 скончалось от рака, 26 — от сердечно-сосудистых заболеваний, а 26 и вовсе погибли при различных обстоятельствах, как Юрий Гагарин, разбившийся во время учебного полета на самолете, или экипаж потерпевших крушение шаттлов «Челленджер» и «Колумбия».

Мемориальная табличка с именами умерших астронавтов и космонавтов, которую «Аполлон-15» доставил на ЛунуNASA

На основе этих данных ученые построили кривые выживаемости — графики, которые показывают вероятность того, доживет ли человек до определенного возраста с учетом риска смерти по той или иной причине. Далее авторы работы сравнили эти кривые с аналогичными для населения США и России в целом, причем астронавтов сравнивали с американцами, а космонавтов — с россиянами. Отдельно они учитывали и то, что продолжительность жизни сейчас и во времена Гагарина заметно отличалась. Сопоставление показало, что разница не видна: полет в космос не сказывается на риске смерти от рака или сердечно-сосудистых заболеваний, двух основных причин смертности в развитых странах.

Читайте также: «Запаска» для космонавтов. Как выглядят различные сценарии аварийного спасения экипажа космического корабля

Авторы считают, что результаты их работы показывают, что риск, связанный с добавочным облучением в космосе, если и влияет на продолжительность жизни, то очень незначительно. При этом ученые не могли учесть также разную продолжительность пребывания в космосе и смертность от естественных причин, не связанных ни с раком, ни с сердечно-сосудистыми заболеваниями (например, советский космонавт Павел Беляев скончался в 44 года от перитонита). При том количестве людей, которое побывало в космосе хотя бы единожды, исследователям пришлось смотреть только на общие категории, да и то с оговорками.