Кащеевой смертью для тропических червей стали их внутриклеточные бактерии

Ученые вылечили мышей от паразитических нематод с помощью популярного в ветеринарии антибиотика
Нитчатка Банкрофта (Wuchereria bancrofti) — один из видов круглых червей семейства филярий Linest / Shutterstock
© Linest / Shutterstock

Среди тропических болезней, не побежденных до сих пор, есть целая группа недугов, вызываемых круглыми червями филяриями. Они могут вызывать слепоту или сильные отеки. К счастью для медиков, у филярий есть общее уязвимое место — внутриклеточный симбионт, бактерия вольбахия. Против нее помогает антибиотик доксициклин, но его курс длится около месяца и многим пациентам противопоказан. Перебрав более двух с половиной тысяч известных препаратов, ученые остановились на тилозине А. Он оказался не только безопасным для разных отрядов млекопитающих, но и вылечил мышей в разы быстрее доксициклина.

Филяриатозы — заболевания, вызванные группой круглых червей филярий (Filariidae), — относятся к так называемым забытым тропическим болезням. В развитых странах они практически не встречаются, поэтому медицина не уделяет таким болезням большого внимания. Тем не менее в бедных регионах они продолжают калечить людей. Несмотря на то что медики борются с филяриатозами уже больше 40 лет, искоренить их до сих пор не удается. Одна из причин неудачи в том, что существующие методы терапии хорошо действуют на личинок червей — микрофилярий, которые расселяются по крови и под кожей, но бессильны против взрослых нематод.

Примером забытых филяриатозов могут послужить бругиоз и онхоцеркоз. Первый вызывают черви, поселяющиеся в лимфатических сосудах. Результатом становится закупорка сосудов и раздутые конечности — «слоновая болезнь». В ходе второго личинки мигрируют из лимфатических узлов под кожу и в район глаз, что нередко приводит к слепоте.

Читайте также: Средство от педикулеза изгнало из кожи южноамериканского индейца 1300 песчаных блох

Паразитических филярий объединяет не только тяга к лимфатической системе человека, но и внутриклеточный сосед — бактерии рода Wolbachia. Они заражают клетки самых разных беспозвоночных и даже иногда встраивают свой геном в хозяйскую ДНК. Однако для филярий вольбахии стали облигатными симбионтами: они синтезируют для червей жизненно необходимые нуклеотиды и их производные. Без них нематоды быстро перестают размножаться и гибнут.

Поэтому врачи решили бороться с червями, атакуя их главного союзника. В Ливерпуле базируется целый консорциум по поиску оружия против вольбахии. Первым кандидатом на эту роль стал антибиотик доксициклин, который эффективно показал себя во время испытаний на людях. Но и у него есть недостатки. Во-первых, доксициклин действует медленно: курс длится около месяца, а последние черви покидают организм пациента лишь через год или два. Во-вторых, он противопоказан детям и беременным женщинам. В-третьих, он вызывает серьезные побочные эффекты у пациентов, зараженных другой филярией — нематодой Loa loa, не зависящей от вольбахии. Ученые полагают, что доксициклин может увеличивать подвижность Loa loa, благодаря чему они проникают из кровотока в спинномозговой канал.

Эндемичный для Западной и Центральной Африки круглый червь Loa loa. Он паразитирует на человеке и ряде приматов, вызывая болезнь лоаоз

Международная группа ученых проверила более 2600 лекарств на активность против вольбахий. Наиболее эффективным оказался антибиотик тилозин А из группы макролидов. Им не лечат людей, но широко используют в ветеринарии. В новом номере Science исследователи опубликовали отчет о доклинических испытаниях тилозина, которые дают надежду на применение его в тропических регионах.

На первой стадии испытаний оказалось, что пероральное введение тилозина мышам не особенно эффективно, потому что в чистом виде тилозин плохо всасывается. Но после незначительных изменений в молекуле ученые получили его аналог — А-1574083, который показал себя очень эффективным. Он убивал клетки с вольбахией в концентрации, в тысячу раз меньшей, чем доксициклин. За две недели новый антибиотик убил 98% бактерий в клетках взрослых самок червей — возбудителей и бругиоза, и онхоцеркоза, тем самым сделав их бесплодными. А через три месяца после лечения из организма мышей исчезли и личинки нематод. Наконец, исследователи проверили безопасность препарата на крысах и собаках, и в обоих случаях действующие дозы не повлияли на работу сердечно-сосудистой системы.

Авторы исследования считают, что их новый антибиотик может быть успешно протестирован на практике. В то же время они напоминают о том, что у мышей нематоды поселяются в брюшной полости, которая, в отличие от человеческого глаза, хорошо снабжается кровью, и антибиотик легко в нее проникает. Поэтому эффективность препарата в испытаниях на животных может оказаться завышена, а над применением его у людей еще предстоит серьезная работа.