Эволюция вынудила гаичек принюхиваться к половым партнерам

Это помогает певчим птичкам избежать невыгодного межвидового скрещивания
Каролинские гаички Bonnie Taylor Barry / Shutterstock
Каролинские гаички
© Bonnie Taylor Barry / Shutterstock

Американские орнитологи выяснили, что для того, чтобы отличить представителей своего вида среди других птиц, певчие птицы двух видов семейства синицевых используют не пение или яркое оперение, а собственное обоняние. Дело в том, что на границе ареалов эти виды активно скрещиваются, и шансы смешанного потомства на выживание становятся гораздо меньше.

Многие животные используют разнообразные запахи для привлечения особей противоположного пола. Но среди птиц ученые практически не замечали подобного поведения, ведь у них есть и другие средства, казалось бы куда более эффективные, — яркое оперение и заливистые трели. Тем не менее некоторые птицы все же используют обоняние для выбора будущего партнера.

Примером таких птиц стали два близкородственных вида гаичек — небольших певчих птиц семейства синицевых. Черношапочковые (Poecile atricappilus) и каролинские (Poecile carolinensis) гаички обитают в Северной Америке, первые — на севере США и юге Канады, вторые — на юго-востоке США. Ареалы этих видов пересекаются в зоне от штатов Нью-Джерси до Канзаса.

Ареалы черношапочковой гаички (обозначен синим цветом) и каролинской гаички (розовым). Желтой линией на карте обозначена зона, где оба вида активно скрещиваются. Alex Van Huynh
Описание

В этой зоне часты случаи межвидового скрещивания, поскольку у живущих в этих местах черношапочковых и каролинских гаичек похожее оперение и они легко заучивают песни друг друга. Однако потомство, которое появляется в результате, хуже приспособлено к жизни: у птенцов из смешанных пар меньше шансов вылупиться из яйца, у них менее развита пространственная память и они хуже решают разнообразные задачи.

В связи с этим гаичкам с точки зрения естественного отбора очень важно отличать представителей своего вида. Орнитологи из Лихайского университета (Пенсильвания, США) предположили, что в этом им помогает запах выделений копчиковой железы. Ранее уже было известно, что для многих видов певчих птиц этот запах уникален.

Для экспериментов ученые ловили диких птиц в зоне пересечения ареалов обоих видов. Отдельно они отмечают, что делали это не в брачный сезон. У первой порции гаичек они взяли пробы выделений копчиковой железы, чтобы проанализировать их химический состав, а вторую задействовали в поведенческих экспериментах. Чтобы определить, к какому виду относится та или иная птица, орнитологи провели анализ их ДНК из образцов крови.