Все новости

Чувствительная женщина и масс-спектрометр выяснили, чем пахнет болезнь Паркинсона. Оказалось, что в кожном сале страдающих от этого заболевания накапливаются три вещества, которые создают характерный запах

В 2016 году британские медики впервые рассказали миру о Джой Милн — женщине с удивительным обонянием, которая распознавала болезнь Паркинсона по запаху рубашки человека еще до проявления симптомов. Сейчас им наконец-то удалось проверить ее сверхспособности в контролируемом эксперименте, а заодно выяснить, на какие именно вещества реагирует ее чуткий нос.

Нейродегенеративные заболевания опасны тем, что первые неврологические симптомы проявляются на поздних стадиях, когда мозг уже всерьез поврежден. Поэтому нужно учиться диагностировать их заранее, однако достоверных маркеров для них до сих пор не найдено.

В 2012 году биолог Тайло Кунат после своей лекции о болезни Паркинсона в Эдинбурге услышал из зала странный вопрос. Одна женщина спросила его, отличается ли запах больных от запаха здоровых людей. Это была Джой Милн — медсестра, чей муж умер от болезни Паркинсона. Посещая мероприятия для людей, страдающих этим заболеванием, и их родственников, она заметила, что многие больные пахнут так же, как ее муж. Причем специфический запах от мужа она начала ощущать за несколько лет до постановки диагноза.

В 2016 году в журнале Lancet Neurology вышла колонка, рассказывавшая о том, как Кунат с коллегами проверяли сверхспособности Милн. Они предложили ей понюхать 12 рубашек от разных людей: шести больных и шести здоровых. Милн верно определила 11 случаев из 12. Правда, впоследствии у того единственного здорового человека, которого она назвала больным, тоже обнаружили болезнь Паркинсона, так что чуткость ее носа «выросла» до 100%. Интересно, что нужный запах она чувствовала только на воротнике рубашки, но не в районе подмышек. Из этого медики заключили, что причиной всему себорея — повышенное отделение кожного сала, которым часто страдают больные Паркинсоном.

Читайте также: Что мы знаем о болезни Паркинсона

Теперь, три года спустя, британский коллектив отчитывается о новом контролируемом эксперименте с участием Милн. Ей пришлось нюхать уже 61 образец кожного сала от пациентов 25 клиник с разных концов Великобритании. Среди 61 донора сала были здоровые люди, пациенты с болезнью Паркинсона, принимающие лекарства, и «свежедиагностированные» пациенты, не принимающие лекарств.

Одновременно с Милн те же образцы обработал и хроматограф, определив различия в концентрациях веществ. Затем Милн распределила образцы по степени похожести на «запах Паркинсона», и исследователи наложили ее результаты на хроматограммы. Так они смогли выделить четыре вещества, из которых три накапливаются в кожном сале больных. С помощью масс-спектрометрии установили их химический состав: это эйкозан, стеариновый альдегид и гиппуровая кислота. Первые два — результаты расщепления жиров, которых становится больше на коже пациентов. Третье — продукт бактериального обмена веществ. Исследователи полагают, что повышенное выделение кожного сала влечет за собой изменение микрофлоры кожи, а вслед за этим изменяются и продукты ее метаболизма, создавая характерный запах.

В ближайшем будущем авторы работы собираются продолжать эксперименты с участием собак, чтобы проверить, могут ли их носы сравниться по чуткости с носом Джой Милн и служить надежным инструментом диагностики.

 Полина Лосева