Смех выдает незнакомцев даже пятимесячным младенцам. Они могут различать, кто веселится рядом с ними — друзья или совершенно незнакомые друг с другом люди

Американские психологи выяснили, что младенцы уже в возрасте пяти месяцев обращают внимание на смех посторонних людей. Они чувствуют разницу между смехом друзей и незнакомых друг другу людей.

Смех может многое рассказать о человеке, например сообщить собеседнику о том, что к нему хорошо относятся. Наш смех структурно похож на звуки, которые приматы издают во время игры, похожей на драку. Шимпанзе издают такие звуки, когда хотят показать, что они играют и настроены дружелюбно, а не собираются вступать в схватку. Смех у людей может выполнять похожую функцию — демонстрировать дружелюбие во время различных социальных взаимодействий.

Недавно было установлено, что одновременный смех двух и более людей позволяет наблюдающему за этим взрослому понять, в каких отношениях состоят смеющиеся — друзья они, недавние знакомые или вовсе незнакомцы. Теперь американские исследователи решили проверить, умеют ли делать нечто подобное младенцы. Известно, что они уже в первые месяцы жизни осваивают базовые навыки, необходимые для жизни в обществе. В частности, к девяти месяцам могут распознать манеру общения друзей, если те говорят на одном языке.

Психологи провели два эксперимента. В первом они проверили, различают ли младенцы, когда вместе смеются друзья, а когда — незнакомцы. В эксперименте участвовали 24 ребенка возрастом пять месяцев. Сначала ученые подготовили записи смеха. Для этого они пригласили студентов, которых ставили в пару либо к их близким друзьям, либо к незнакомцам, после чего они должны были на протяжении примерно 13 минут говорить на любую тему. Таким образом ученые получили 24 записи разговоров: половина — между друзьями, половина — между незнакомцами. Затем с помощью специальной программы из разговоров выделили смех и записали на основе этого аудиофайлы двух типов — со смехом друзей и со смехом незнакомцев.

Перед началом эксперимента младенцам показывали изображение черно-белой шахматной доски, одновременно проигрывая классическую музыку. Это нужно было для второго эксперимента, в котором младенцам показывали черно-белые видео: младенцы должны были научиться ассоциировать черно-белые изображения со звуком и не отвлекаться во время опыта.

Читайте также: Щекотливое дело. Что науке известно о щекотке, а что нет

Непосредственно во время эксперимента проигрывали один из аудиофайлов — либо совместный смех друзей, либо незнакомцев. Звук проигрывался до тех пор, пока младенец не отводил взгляд от монитора. Каждый ребенок, таким образом, участвовал в пяти испытаниях со смехом друзей и в пяти — со смехом незнакомцев.

Затем ученые сравнили, сколько времени младенцы смотрели на экран, когда смеялись друзья, а сколько — когда смеялись незнакомцы. Оказалось, что дети дольше слушали смех друзей (среднее время — 10,7 секунд), чем незнакомцев (среднее время — 9,6). Исходя из этого, ученые пришли к выводу, что младенцы различают смех друзей и незнакомцев с вероятностью в 66%.

Во втором эксперименте ученые проверили, понимают ли младенцы, что смех и поведение людей связаны между собой. В этом испытании участвовали 24 других ребенка. В этом случае вместо шахматной доски младенцам показывали черно-белые видео, на котором были запечатлены две женщины. Детям показывали три типа поведения. В первом случае женщины улыбались друг другу, махали рукой, а затем экран затемнялся. Во втором случае они стояли рядом, смотря в кадр, затем поворачивались друг к другу, тут же поворачивались спиной и скрещивали руки на груди, после чего кадр затемнялся. В третьем случае сначала на экране был неподвижный кадр, в котором женщины просто стояли рядом и смотрели в кадр. При этом в каждом из случаев младенцам также проигрывали либо смех друзей, либо смех незнакомцев.

Кадры из видео, которое показывали младенцам. На кадре сверху женщины изображают дружелюбное отношение, на кадре снизу — наоборот. Athena Vouloumanos / NYU's Department of Psychology

В этом эксперименте ученые также измеряли время, в течение которого младенцы смотрели на экран. Исследователи предполагали, что дети понимают: когда люди настроены друг к другу дружелюбно (улыбаются и машут), то и смех должен быть дружеский. А когда они ведут себя как незнакомцы, смех звучит иначе, поэтому младенцы, согласно этой гипотезе, должны были на это каким-то образом отреагировать.

Выяснилось, что младенцы дольше смотрели на видео, в котором изображение не соответствовало характеру смеха (например, дружелюбное поведение женщин соседствовало со смехом незнакомцев или наоборот — среднее время 14 секунд), чем на те, в которых картинка и звук совпадали (среднее время просмотра — 12,6 секунд). Как считают ученые, это говорит о том, что младенцы чувствовали несоответствие и интересовались им. Вероятность и в этом случае составляла 66%.

Исходя из этого, ученые делают вывод, что даже пятимесячные младенцы умеют на основе смеха определять тип социального взаимодействия третьих лиц.

Теги