Биологи сфотографировали самых маленьких бактерий

Ученые получили электронные микрофотографии самой маленькой бактерии. По объему заснятый микроорганизм в 150 раз меньше кишечной палочки, и это близко к тому размеру, который считается теоретически возможным минимумом.
Подробности представлены на страницах Nature Communications. Исследователи из национальных лабораторий Лоуренс-Беркли и университета Калифорнии сначала пропускали собранные в штате Колорадо образцы грунтовых вод через сито с ячейками до 0,2 микрометра, а потом быстро замораживали полученную жидкость в жидком гелии для транспортировки в лабораторию.

Охлажденный до —272 градусов Цельсия (почти до абсолютного ноля) лед исследовали под электронным микроскопом. Ученым удалось получить снимки как отдельных микробных клеток, так и изображения делящихся бактерий. Также из размороженных образцов выделили ДНК, анализ которой позволил узнать некоторые подробности о бактериальном обмене веществ.

Из-за малого размера клетки утратили часть функций, и исследователи предполагают, что подобные бактерии могут выживать только в составе сообщества, где разные виды выполняют разные биохимические реакции. Биологи высказывают гипотезу, согласно которой самые маленькие из известных на сегодня бактерий играют существенную роль в экосистеме.