Раскрыта схема работы белка, регулирующего рост нервных клеток

Ученые из Лозаннского университета и Дальневосточного федерального университета раскрыли механизм работы белка, который регулирует рост окончаний нервных клеток — дендритов и аксонов.

Ученые исследовали сигнальные белки, нужные для образования отростков нервных клеток — аксонов и дендритов. Такие отростки нужны нейронам для проведения сигнала от клетки к тканям или другим нейронам и, наоборот, для получения сигналов от других клеток и тканей.

В частности, выяснена роль белка Gαo, который, как показали ранние исследования, контролирует развитие и физиологию мозга на протяжении всей жизни. Исследователи узнали, что Gαo участвует во множестве сигнальных цепей, взаимодействуя с 250 разными белками. Этот белок нужен для передачи сигнала об образовании выростов нервных клеток и для контроля потока веществ, нужных для строительства самих выростов.

«Для формирования клеточных отростков, таких как аксоны и дендриты нервных клеток, необходима четкая координация между программой начального запуска процесса формирования отростка и программой, обеспечивающей его рост. Наше исследование впервые в мировой практике выявило эту схему действия и объяснило один из важнейших принципов функционирования живых организмов», — рассказал Владимир Катанаев, руководитель группы исследователей, заведующий лабораторией фармакологии природных соединений департамента фармакологии и фармации ШБМ ДВФУ.

По словам авторов, описанный механизм важен для понимания развития эпилепсии и других неврологических расстройств и злокачественных опухолей. Это определяет перспективы дальнейших исследований и практического применения их результатов в будущем.

Исследование опубликовано в журнале Cell.

Недавние исследования американских ученых показали, что дендриты не только передают электрические сигналы, но и сами способны их генерировать.

Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).

Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.

Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США). [ ... ]

Белок болезни Альцгеймера путешествует из тела в мозг

Китайские и канадские ученые выяснили, что бета-амилоид — один из главных факторов развития болезни Альцгеймера, синтезированный вне головного мозга, — может с кровотоком проникать в мозг и развивать патологию.

Болезнь Альцгеймера — самая распространенная возрастная нейропатология, ведущая к нарушению работы мозга. По данным ВОЗ, во всем мире около 6−7 млн человек ежегодно пополняют ряды страдающих от этой болезни. Она была открыта в 1907 году, но до сих пор нет точного понимания причин ее развития и эффективных средств борьбы с ней.

Как сегодня считается, болезнь Альцгеймера формируется на фоне агрегации (скопления) в головном мозге белка бета-амилоида, который вызывает гибель нейронов и нарушение мозговых функций. Недавние исследования показали, что эта патология может иметь и инфекционную природу. Было обнаружено, что бета-амилоиды могут попадать в организм людей во время медицинских процедур (операций и инъекций).

Новое исследование ученых помогает глубже понять возможные механизмы развития болезни Альцгеймера. Для своего эксперимента ученые взяли лабораторных мышей двух видов. Одни мыши были генетически модифицированы так, чтобы их организм синтезировал повышенные уровни характерного для человека вида бета-амилоида. Другие мыши были обычными здоровыми животными. Ученые при помощи хирургической операции соединили вместе генетически мутантную мышь со здоровой, объединив их кровоток в одну единую систему кровообращения.

После 12 месяцев такого совместного пребывания мозговые ткани «здоровых» мышей проанализировали. Анализ показал, что бета-амилоид из организма мутантных мышей благополучно проник с кровотоком в мозг обычных, вызвав образование характерных для болезни Альцгеймера скоплений этого белка. Кроме этого, «заразившиеся» бета-амилоидом грызуны демонстрировали и другие признаки патологии: воспаление, нарушения функции обучения и памяти и гибель нейронов. Причем развитие этих процессов начинало фиксироваться уже после четырех месяцев с начала объединения кровотоков. [ ... ]

Российский ученый раскрыл философский смысл шумерских пословиц

Профессор СПБГУ, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тыс. до н.э. на основе их пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки — существенная часть корпуса дошедших до нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в составе 26 сборников и несколько десятков пословиц из литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с самого раннего времени (XXVII в. до н.э.) и дошли от всех эпох шумерской истории на школьных табличках.

Так как пословицы изучались в шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в официальных речах. Понять, что перед нами именно пословица, а не другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на отдельных строчках), специфической стилистике и содержанию текста.

Ученый сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и держались за нее до конца, несмотря на все невзгоды («Недобрым дням нет счета, но жизнь лучше смерти»). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы («Дружба — вещь на один день, сотрудничество — навсегда»). Также жители древней Месопотамии не любили кочевой образ жизни и ценили простые удовольствия, которые давало им земледелие («Удовольствие в пиве. Зло в странствии»).

Большое место в философии шумеров занимала судьба. Ее считали внешним спутником человека, а не внутренне присущим ему понятием («Судьба — собака, идущая позади»). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и божественному началу своей личности — из них складывалось человеческое предназначение («Исполнил свой жребий — порадовал свою мать. Побежал [дальше] — порадовал своего бога»). [ ... ]