Раскрыта схема работы белка, регулирующего рост нервных клеток

Ученые из Лозаннского университета и Дальневосточного федерального университета раскрыли механизм работы белка, который регулирует рост окончаний нервных клеток — дендритов и аксонов.

Ученые исследовали сигнальные белки, нужные для образования отростков нервных клеток — аксонов и дендритов. Такие отростки нужны нейронам для проведения сигнала от клетки к тканям или другим нейронам и, наоборот, для получения сигналов от других клеток и тканей.

В частности, выяснена роль белка Gαo, который, как показали ранние исследования, контролирует развитие и физиологию мозга на протяжении всей жизни. Исследователи узнали, что Gαo участвует во множестве сигнальных цепей, взаимодействуя с 250 разными белками. Этот белок нужен для передачи сигнала об образовании выростов нервных клеток и для контроля потока веществ, нужных для строительства самих выростов.

«Для формирования клеточных отростков, таких как аксоны и дендриты нервных клеток, необходима четкая координация между программой начального запуска процесса формирования отростка и программой, обеспечивающей его рост. Наше исследование впервые в мировой практике выявило эту схему действия и объяснило один из важнейших принципов функционирования живых организмов», — рассказал Владимир Катанаев, руководитель группы исследователей, заведующий лабораторией фармакологии природных соединений департамента фармакологии и фармации ШБМ ДВФУ.

По словам авторов, описанный механизм важен для понимания развития эпилепсии и других неврологических расстройств и злокачественных опухолей. Это определяет перспективы дальнейших исследований и практического применения их результатов в будущем.

Исследование опубликовано в журнале Cell.

Недавние исследования американских ученых показали, что дендриты не только передают электрические сигналы, но и сами способны их генерировать.

Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).

Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.

Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США). [ ... ]

Куркума благотворно действует на мышей-алкоголиков

Если мышам, пьющим алкоголь, добавлять в него очень мелко растертый порошок куркумы, они более подвижны и склонны исследовать местность, чем их сородичи, потребляющие исключительно спиртное, выяснили новосибирские ученые.

Измельченный до частиц диаметра порядка нескольких нанометров сухой экстракт пряности куркумы помогает мышам с хроническим отравлением алкоголем поддерживать достаточно активное исследовательское поведение. Иными словами, куркума позволяет мышам-алкоголикам не терять интереса к окружающему миру.

Такой вывод был сделан после изучения 120 самцов мышей — гибридов определенной генетической линии. На начало экспериментов их возраст составлял три месяца. Все они, согласно предварительной оценке, изначально имели сходный средний уровень исследовательской активности. Это значит, что в тесте «открытое поле» (фактически это была белая коробка с длинной стороной около метра и без верхней стенки) они проводили примерно одно и то же время, бегая и обнюхивая пол и стены.

Мышей поделили на три равные группы. Каждое экспериментальное животное в течение 2,5 месяца выпивало в сутки по 5 мл раствора определенного состава. В первой группе это был 10-процентный водный раствор этанола, во второй — он же, но с добавлением порошка куркумы, измельченного до частиц диаметром несколько нанометров. Грызунов несколько раз помещали в «открытое поле» и в течение пяти минут регистрировали все, что они там делают.

Анализ поведения животных в «открытом поле» показал, что у мышей, постоянно употреблявших 10-процентный раствор этанола, значительно реже проявляется исследовательское поведение. Они меньше двигаются и реже обнюхивают пол и стенки камеры. Грызуны, которые вместе со спиртом пили растворенный в нем экстракт куркумы, двигались и изучали доступное им пространство гораздо интенсивнее «алкоголиков», хотя все равно не так активно, как мыши, пившие только воду. [ ... ]

Нанопорошок из металлов повысит урожайность растений на четверть

Российские ученые разработали удобрение на основе нанопорошка из переходных металлов, которое повышает урожайность и всхожесть сельскохозяйственных культур на 25%.

Повышение урожайности на четверть связано с тем, что железо, кобальт, медь, цинк, молибден и некоторые другие переходные металлы являются необходимой частью многих соединений: белков, ферментов, гормонов, витаминов и пигментов в организме животных и растений. Без них невозможна нормальная жизнедеятельность, хотя для функционирования организма их требуется совсем немного: около 1−2 атомов в составе молекулы белка или фермента. Как ключевое звено ферментов микроэлементы-металлы — напрямую влияют на иммунитет растений, их жизнеспособность, устойчивость к вредителям и заболеваниям.

Сейчас в сельском хозяйстве микроэлементы вносят в почву в виде растворимых солей. Растение получает необходимые вещества, только пока почва содержит раствор, который со временем вымывается дождями и поливом. Химические соединения попадают в грунтовые воды, нарушая экосистему. А разработанное учеными из НИТУ «МИСиС», Рязанского агротехнологического университета имени П.А. Костычева и Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина удобрение, по сути, позволяет вводить необходимые микроэлементы в структуру растения адресно.

«Мы разработали удобрение нового поколения на основе нанопорошков металлов, которое позволяет существенно оптимизировать технологию целого ряда агрохимических мероприятий — а точнее сократить их до одной предпосевной обработки семян препаратом, содержащим необходимые микроэлементы в наноформе», — - рассказал руководитель проекта, старший научный сотрудник кафедры Функциональных наносистем НИТУ «МИСиС», доктор биологических наук Александр Гусев, чьи слова приводит пресс-служба Научно-исследовательского технологического университета «МИСиС».

По его словам, синтезируемые в НИТУ «МИСиС» частицы переходных металлов (железа, меди, кобальта) оказывают мощное стимулирующее влияние на развитие растений в начальной фазе роста. Таким образом, будущее растение снабжается запасом необходимых микроэлементов еще на стадии семени, что позволяет повысить полевую всхожесть, увеличить устойчивость к неблагоприятным факторам, и, в конечном итоге, получить больший урожай, — как показали опыты, эти показатели повышаются на 20−25%". [ ... ]