Спасибо, что вы с нами!

Сибирский компактный анализатор проверит воду на загрязнения

Новинка использует ферменты, начинающие светиться в случае присутствия в воде токсичных компонентов.

Ученые из Сибирского федерального университета и Института биофизики Сибирского отделения РАН создали микроканальный одноразовый микроприбор для проверки качества воды. Это довольно простое и дешевое устройство, однако по чувствительности оно не уступает более дорогим многоразовым анализаторам, и при этом гораздо более быстродействующее. Соответствующая статья опубликована в Luminescence: The Journal of Biological and Chemical Luminescence. Работа поддержана грантом РНФ.

Исследователи создали устройства на небольшой пластинке оргстекла (около двух сантиметров) с микроканальцами, в которые помещены иммобилизованные ферменты бактерий Photobacterium leiognathi и Vibrio fischeri. После того как в устройство вводилась капля анализируемой воды с загрязнителями, люцифераза (фермент, катализирующий биолюминесценцию) запускала реакцию, в результате которой канальцы с водой начинали слабо светиться. В ходе эксперимента была проверена чувствительность нового устройства на такие загрязнители, как сульфат меди, 1,3-дигидроксибензол (резорцин) и 1,4-бензохинон.

Оказалось, что чувствительность новинки к ним на уровне типовых биоанализаторов, существующих сегодня, но вот время, необходимое для анализа, у нового датчика не превышает трех минут, тогда как обычно у таких приборов оно достигает пяти часов. Отдельно отмечается, что микроканальное устройство легко переносит глубокое охлаждение до -79 градусов по Цельсию без потери свои качеств. Это позволяет перевозить новые датчики в холодильниках и использовать их даже после длительного хранения.