Сибирский компактный анализатор проверит воду на загрязнения

Новинка использует светящиеся реагенты, начинающие затухать в случае присутствия в воде токсичных компонентов.

Ученые из Сибирского федерального университета и Института биофизики Сибирского отделения РАН создали микроканальный одноразовый микроприбор для проверки качества воды. Это довольно простое и дешевое устройство, однако по чувствительности оно сравнимо с другими методами биотестирования, и при этом гораздо более быстродействующее. Соответствующая статья опубликована в Luminescence: The Journal of Biological and Chemical Luminescence. Работа поддержана грантом РНФ.

Исследователи создали устройства на небольшой пластинке оргстекла (около двух сантиметров) с микроканальцами, в которые помещены иммобилизованные ферменты бактерий Photobacterium leiognathi и Vibrio fischeri. После того как в устройство вводилась капля анализируемой воды с загрязнителями, люцифераза (фермент, катализирующий биолюминесценцию) запускала реакцию, в результате которой канальцы с водой начинали слабо светиться. В ходе эксперимента была проверена чувствительность нового устройства на такие загрязнители, как сульфат меди, 1,3-дигидроксибензол (резорцин) и 1,4-бензохинон.

Оказалось, что чувствительность новинки к ним на уровне типовых биоанализаторов, существующих сегодня, но вот время, необходимое для анализа, у нового датчика не превышает трех минут, тогда как обычно у таких приборов оно достигает пяти часов. По сравнению с существующим экспресс-методом ферментативного биотестирования, использование чипов позволило автоматизировать анализ, тем самым сделать его более доступным. Однако для использования таких детекторов требуется прибор измеряющий слабые потоки света в предложенных чипах (люминометр).  В настоящее время авторы публикации работают над созданием такого портативного прибора, доступного большому числу потребителей. Пока же чипы возможно использовать только в лаборатории.

Отдельно отмечается, что микроканальное устройство легко переносит глубокое охлаждение до -79 градусов по Цельсию без потери своих качеств. Это позволяет перевозить новые датчики в холодильниках и использовать их даже после длительного хранения.

Угарный газ отступает из Евразии

Наблюдения наземных станций и спутников показали, что количество угарного газа в воздухе над Евразией за последние 20 лет снизилось, и особенно заметно — в больших городах.

Российские и китайские ученые исследовали содержание угарного газа в атмосфере над сильно урбанизированными и мало освоенными областями Евразии. В статье, опубликованной журналом Advances in Atmospheric Sciences, они указывают на заметную тенденцию к снижению количества этого токсичного загрязнителя воздуха.

Бесцветный, лишенный запаха угарный газ (монооксид углерода, СО) чрезвычайно токсичен. В естественных условиях он долго не существует, быстро окисляясь до углекислого газа, однако в атмосферу постоянно поступают новые молекулы. Их примерно в равных количествах создают природные источники (анаэробное дыхание микроорганизмов и пожары) и антропогенные (выхлопы автомобилей). Содержание угарного газа в воздухе непостоянно и неравномерно, оно зависит от ряда локальных условий и тщательно отслеживается специалистами.

Николай Еланский и его коллеги из Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и СПбГУ совместно с учеными из Китая дали новую оценку количества СО в природных и городских условиях. Авторы использовали результаты измерений, проведенных в Москве, Пекине, Звенигороде и в Красноярском крае, сделанных между 1998 и 2014 годами. Были учтены также данные спектроскопических наблюдений со спутников.

Ученые указывают на тренд к снижению содержания СО в больших городах: в Пекине за указанный период падение составило около 1,14 процента в год, в Москве — 3,73 процента. Уменьшение количества угарного газа в воздухе происходит и в менее освоенных регионах (Звенигород, Петергоф, Зотино), хотя и не столь значительное — в пределах 0,9—1,7 процента за год. На эту тенденцию указали и спутниковые наблюдения. При этом авторы работы отмечают, что в сильно загрязненных местностях космические аппараты дают заниженные в 1,5—2,8 раза результаты, и лишь на достаточно большой высоте (более 500 м) данные наземных и орбитальных инструментов начинают коррелировать между собой. Эту особенность, видимо, придется учитывать при будущих исследованиях атмосферы.

В тысячелетних льдах Антарктики нашли живой источник метана

Ранее неизвестные археи рода Methanosarcina научились полноценно функционировать при температурах ниже точки замерзания воды.

Ученые из России, Новой Зеландии и США исследовали многолетнемерзлые отложения из долины Майерса (Антарктида) на наличие в них микроорганизмов-метаногенов. В нескольких образцах они нашли не только биогенный метан, но и его ранее неизвестный источник — архей рода Methanosarcina, которые пока не удалось вырастить в лабораторных условиях (некультивируемые). Они сохраняли жизнеспособность более 15 000 лет. Научная статья опубликована в журнале FEMS Microbiology Ecology.

В холодных биотопах достаточно часто находят архей, способных производить метан. Однако сведения о том, какие микроорганизмы занимаются этим в подповерхностных слоях многолетней мерзлоты в Антарктике, пока весьма разрозненные. Чтобы дополнить их, международная команда исследователей в 1995 году вырезала цилиндр многолетней мерзлоты в долине Майерса (координаты 78°05'49.4"S 163°48'44.8"E) с глубины 4,98 метра (температура на ней составляла -17 градусов по Цельсию).

Из этого цилиндра получили две пробы Ant1 и Ant2, «при жизни» находившиеся на глубине 2,04 и 3,75 метра. Первая состояла из льда на 75 процентов, вторая — на 50 процентов. Их возраст определили методом термолюминесценции. Он составил 15 000 и 30 000 лет соответственно. Из обоих образцов отфильтровали метан и посчитали его количество.

По одному грамму многолетней мерзлоты развели в специальной среде для культивирования микроорганизмов-анаэробов — таких, которые способны функционировать в отсутствие кислорода. Их культивировали 10,5 года (с 2005 по 2016 год) при температуре от 6 до 20 градусов по Цельсию с добавлением смеси газов (80 процентов H2 и 20 процентов CO2) либо уксусной кислоты в качестве источника углерода. На протяжении этого времени ученые измеряли концентрацию метана, выделяемого микроорганизмами в питательную смесь. Кроме того, они изучали колонии под микроскопом, а также получили метагеномы (совокупность нуклеиновых кислот всех присутствующих микроорганизмов) всех культур. [ ... ]