Ветвистоусые рачки оказались сверхустойчивы к радиации

Исследователи из Института биофизики СО РАН, Сибирского федерального университета и Института ядерной физики имени Будкера СО РАН изучили влияние радиации на яйца ветвистоусых рачков — моин и выяснили, после какой дозы гамма-излучения ухудшается способность планктона оставлять потомство.

Полученная информация поможет понять, насколько антропогенное воздействие затрагивает экосистему водоемов и какие последствия это может иметь. Детали исследования

приводит

портал «Наука в Сибири».

Обычно предприятия атомной отрасли располагаются рядом с водоемами, поэтому именно там и концентрируются радионуклиды. Планктонные ракообразные, к которым относится и моина, являются одним из ключевых звеньев цепи питания в прудах, озерах или реках. При неблагоприятных условиях они образуют цисты (покоящиеся яйца), способные в течение длительного времени выжидать, пока обстановка нормализуется. Цисты служат для планктонных рачков источником генетического разнообразия популяции после снижения численности. От их количества также зависит вся пищевая цепочка водоема и, следовательно, численность рыб.

Российские ученые впервые экспериментально выявили максимальную дозу радиации, которую может пережить планктон. Они использовали гамма-излучение в широком диапазоне доз: от фонового уровня до внушительных 100 грей (единица поглощенной дозы ионизирующего излучения). Для человека смертельная доза составляет 10 грей.

Для каждой дозы облучения исследователи протестировали от 60 до 100 яиц. Они выяснили, что рачки, вылупившиеся из «обработанных» радиацией яиц, не отличаются от своих собратьев, которые не подвергались никаким экспериментам. Однако при дозах облучения 80 и 100 грей значительно снижалась способность самок откладывать яйца, а значит, и скорость роста популяции. Уже при величине в 40 грей репродуктивные показатели уменьшились в два раза по сравнению с необработанной группой.

«Воздействие до 40 грей вызывает у ветвистоусых рачков в состоянии покоя лишь незначительные изменения, а смерть наступает при величинах от 100 грей и выше. В дальнейшем будет интересно понять, за счет чего покоящиеся яйца способны выдерживать такие высокие дозы облучения», — добавил один из авторов работы Егор Задереев.

Ранее японские ученые подробно исследовали самых выносливых существ на Земле — тихоходок. Узнать больше об этих существах, которые выживают даже при радиации в 5000 грей, можно,

посмотрев

выпуск «Бодрых новостей».

Красноярские офтальмологи создали прибор ранней диагностики катаракты

Ученые Красноярского государственного медицинского университета имени Войно-Ясенецкого разработали инновационную методику хирургического лечения катаракты, создав специальный прибор для оценки плотности хрусталика.

Катаракта — частое заболевание у людей преклонного возраста, которое заметно влияет на качество жизни. Кроме того, большая плотность катаракты и дистрофические изменения роговицы ограничивают возможности хирурга и увеличивают риск таких послеоперационных осложнений, как разрыв задней капсулы хрусталика и выпадение стекловидного тела.

Красноярские ученые разработали новую методику оперативного вмешательства. Детали работы

приводит

пресс-служба Краевого фонда науки. [ ... ]

Российские ученые приспособили магнетит для диагностики рака

Ученые из нескольких российских институтов и университетов разработали новый препарат на основе магнетита для диагностики злокачественных опухолей методом МРТ и планируют начать его клинические испытания в 2018 году.

«При успешном прохождении доклинических испытаний с 2018 года мы планируем начать клинические испытания первого отечественного контрастного агента для визуализации опухолей головного мозга. Разработанная технология универсальна и в дальнейшем может быть использована для диагностики других видов рака», — пояснил руководитель проекта, заведующий лабораторией «Биомедицинские наноматериалы» Научно-исследовательского технологического университета МИСиС Александр Мажуга. Подробности о новой разработке приводит пресс-служба МИСиС.

Группа российских ученых из Национального исследовательского технологического университета МИСиС, Московского государственного университета имени Ломоносова и Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) имени Пирогова разрабатывают диагностический нанопрепарат для обнаружения онкозаболеваний с 2014 года.

Им удалось создать препарат, средний размер частиц которого составляет 40 нанометров. Частицы содержат магнетит, покрытый биополимером. Наночастицы магнетита хорошо видны на МРТ-изображениях, что дает врачам возможность распознать опухоль на ранних стадиях. Магнетит, в отличие от многих других веществ, применяющихся в диагностике, не токсичен для организма. Кроме того, стоимость этого вещества значительно ниже других контрастных агентов.

В будущем разработанную технологию можно использовать для направленного транспорта лекарства к опухолевым клеткам. Для этого магнетит покрывается специальным веществом-вектором, которое чувствует рецепторы на поверхности клеток рака. После попадает внутрь этих клеток, и за счет этого лекарство действует только на опухолевые клетки, не оказывая токсический эффект на весь организм в целом. [ ... ]

Чем больше мозг, тем слабее иммунитет, выяснили ученые

В новом исследовании ученые вывели две линии рыбок гуппи с маленьким и большим относительными размерами мозга и проверили силу врожденного и приобретенного иммунитета в каждой группе. Оказалось, что компромисс в расходовании энергии приводит к тому, что животные с более крупным мозгом обладают более слабым врожденным иммунитетом.

Поскольку и мозг и иммунная система являются весьма энергозатратными органами, авторы нового исследования предположили, что увеличение размеров мозга может отражаться на ресурсах, выделяемых организмом для поддержания иммунитета. Группа ученых из Швеции и Австрии провела исследования на рыбках гуппи, пересаживая им чужие чешуйки и наблюдая за процессом отторжения ткани. Результаты их экспериментов изложены в