Сибирские медики создали модель робота-хирурга и программу для молодых родителей

На медико-инженерной школе в Томске студенты Томского политехнического и Сибирского государственного медицинского университетов представили несколько проектов на стыке медицины и информационных технологий.

В числе этих проектов — модель роботизированного хирургического комплекса для эндоваскулярных операций на сердце. Такие операции имеют ряд преимуществ перед открытыми: меньше повреждается грудная клетка и мышцы в ней, а также сам интересующий хирургов орган. Соответственно, сокращается время восстановления пациента — с полугода до нескольких недель.

Другая потенциальная разработка — комплекс для пациентов с сахарным диабетом. Он будет состоять из модуля для глюкометра и приложения для мобильного телефона. Модуль будет передавать данные об уровне глюкозы в крови на смартфон, а тот — напоминать пациенту, что необходимо ввести инсулин, принять лекарство или поесть. Также приложение построит графики изменения концентрации сахара в крови и рассчитает, сколько инсулина нужно конкретному пациенту.

Также интересное предложение — программа для молодых родителей. Она позволит им проконтролировать, все ли медицинские осмотры и процедуры сделали их ребенку. Тем более что в первый год жизни их требуется провести очень много, в общей сложности более ста. И наконец, участники школы представили проект системы для трехмерной визуализации «обычных» томографических снимков пациента. Это поможет спланировать операцию или изучить сложный медицинский случай.

Целью медико-инженерной школы было дать студентам знания, которые помогут им создавать и реализовывать проекты на стыке информационных технологий и медицины. Участники объединялись в команды и развивали идеи сообща. Те из коллективов, кто разработал наиболее перспективные проекты, получат экспертную помощь в их реализации на базе Сибирского государственного медицинского университета.

О проекте сообщает пресс-служба Томского политехнического университета.

Ранее ученые нашли безопасную замену японскому препарату от диабета, имеющему побочные эффекты.

На МКС прилетели и поселились бактерии из космоса

Международная космическая станция снаружи оказалась загрязнена бактериями и другими организмами, которых на ней еще несколько лет назад не было.

Глава нового экипажа МКС, который появится на станции со второй половины декабря этого года, в ходе интервью заявил, что на наружной поверхности станции периодически находят бактерий, которых там исходно не было. Возможно, они поднялись туда с положительно заряженными частицами из нижележащих слоев земной атмосферы.

Антон Шкаплеров, командир нового экипажа МКС, который прибудет на станцию в декабре 2017 года, рассказал журналисту ТАСС о длительном эксперименте «Тест», идущем на МКС с 2010 года, и его предварительных результатах. В рамках эксперимента космонавты делают мазки ватными тампонами по внешней обшивке МКС в разных ее местах. После этого тампоны тщательно упаковывают и отправляют на поиск следов ДНК в земные лаборатории. По словам Шкаплерова, через какое-то время там действительно находят генетический материал бактерий. Как говорит сам командир, «откуда-то прилетели из космоса и поселились на внешней стороне обшивки».

Из интервью непонятно, шла ли речь о спорах бактерий или самих бактериях. В теории живые бактерии в условиях температур поверхности МКС долго выжить не могут, а вот их споры — вполне. До Шкаплерова было известно, что на поверхности станций находили ДНК растений (видимо, от пыльцы), грибов, архей и почвенных бактерий, а также планктона.

Вскоре на МКС прибудут дрозофилы, которым там устроят искусственную гравитацию.

Созданный в России топологический изолятор назвали одной из лучших разработок года

Трехмерные топологические изоляторы — перспективные устройства для контролируемой передачи света в системах связи. Разработка российских физиков стала одной из самых заметных за год по версии журнала Optics & Photonics News.

Петербургские ученые разработали трехмерный топологический изолятор, который позволяет контролировать движение фотонов без потерь, связанных с поглощением и рассеиванием на дефектах.

Топологический изолятор проводит ток по поверхности, внутри оставаясь диэлектриком. При этом электроны проводятся без потерь, связанных с внешними воздействиями и дефектами в объеме материала. Это делает их весьма перспективными для применения в квантовых компьютерах, и с момента получения первого топологического изолятора в 2007 году они изучаются довольно активно.

В 2009-м был создан топологический изолятор для фотонов электромагнитных волн, громоздкое и сложное устройство. Впоследствии физикам из петербургского университета ИТМО вместе с коллегами из Австралии удалось реализовать более компактную структуру. Теоретическое описание идеи было опубликовано журналом ACS Photonics в 2014, а год спустя появились и результаты первых экспериментов с топологическими изоляторами, работающими в микроволновом и оптическом диапазонах.

«Работа началась с исследования одномерной структуры, — говорит один из авторов, Алексей Слобожанюк. —  По сути, это цепочка из нанодисков, в которой электромагнитное поле локализуется на том или ином конце… Признание перспективности нашей работы на мировом уровне стимулировало нас дальше развиваться в этом направлении». В 2016 году Алексей Слобожанюк, Александр Ханикаев и их коллеги занялись уже двумерными изоляторами, опубликовав статью о структуре, сделанной из диэлектрических метаматериалов. [ ... ]

«Орбитальный космодром» используют для перехода российского космоса на частные рельсы

Группа компаний S7 (а точнее ее российская дочка «С7 Космические транспортные системы») подписала соглашение о намерениях с Роскосмосом. В его рамках планируется создать многофункциональный орбитальный комплекс для сборки и заправки космических аппаратов.

По сути, это нечто вроде «орбитального космодрома подскока». После этого космические аппараты можно будет отправлять на другие околоземные орбиты, а также на Луну и Марс. Одни эксперты считают, что такое государственно-частное партнерство по американскому образцу способно изменить ракетно-космическую отрасль в нашей стране, другие — что его перспективы весьма ограниченны, особенно на фоне быстрого удешевления вывода аппаратов в космос. О происходящем пишут «Известия».

По словам научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, в космической отрасли есть актуальная задача дозаправки спутников на орбите и их технического обслуживания там же. Орбитальный космодром вполне может пригодиться как для этого, так и для обслуживания пилотируемых космических систем. Другие эксперты приветствуют проект уже потому, что он продвигает в нашей стране идею частной космонавтики, которая многим видится чем-то вроде комплексного решения проблем российского космоса.

В то же время есть и ряд факторов, ставящих под сомнение востребованность «орбитального космодрома» для этих задач. В свое время появление шаттлов тоже обосновывали отправкой спутников и их ремонтом, однако практика показала, что такая дозаправка и ремонт дороже запуска новых спутников взамен старых.

Наиболее сложные спутники, смысл ремонта которых максимален, находятся на геостационарной орбите (36 000 километров), где «космодром на орбите» находиться не сможет, поскольку выводимым с Земли аппаратам туда слишком тяжело добираться без дозаправки, которая и заявлена одной из функций многофункционального комплекса S7. [ ... ]