Овцы помогли физикам найти способ правильной эвакуации людей

Наблюдая за овцами, физики придумали способ максимально быстрой эвакуации людей. Ученые выяснили, что столб, установленный перед дверью, помогает предотвратить давку, которая возникает, когда толпа пытается как можно скорее покинуть помещение. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Physical Review E.
Испанские физики Анхель Гарсимартин (Ángel Garcimartín) и его коллеги выяснили, что уменьшить давку помогает либо более широкий дверной проем, либо препятствие, установленное перед дверью. В данном случае ученые поставили перед дверью шириной 77 сантиметров столб диаметром 114 сантиметров. Он стоял по центру так, что между ним и дверью оставалось 80 сантиметров. Как показали эксперименты с сыпучими материалами, подобное препятствие помогает гранулам высыпаться из емкости, не затыкая отверстие. Тот же эффект ученые наблюдали и с овцами: из-за необходимости сначала обойти столб, чтобы пробраться к выходу, давка в дверях хлева уменьшалась.

Такие исследования важны при планировании эвакуации из зданий в случае экстренной ситуации. Конечно, можно использовать реальные записи с камер видеонаблюдения, если они есть, или организовывать учебные тревоги. Однако такие методы трудоемки или не дают большого количества материала.

«Поведение человеческих толп в последнее время привлекает внимание физиков, потому что, как оказалось, динамическое поведение людей, по крайней мере в некоторых ситуациях, может быть представлено простыми моделями», — пишут в своей статье ученые.

Они отмечают, что в самом простом для изучения случае некоторые идеи можно почерпнуть, исследуя движение гранулированного материала, такого как песок, который, высыпаясь из отверстия, может закупоривать его.

Следующий шаг — исследовать поведение животных в схожей ситуации. Гарсимартин и его коллеги несколько месяцев изучали поведение овец на ферме. Каждый день овцы устремлялись из хлева на пастбище через дверь, толкаясь и образуя пробку. Хотя овцы менее вежливы друг с другом, чем люди, в целом это похоже на поведение толпы, которая пытается быстро покинуть помещение.