Семена растений заставили российских биологов пересмотреть их эволюцию

Анатомия семян моллюгиновых позволила иначе взглянуть на эволюционные связи внутри этого широко распространенного семейства.

Родственное гвоздикам семейство растений моллюгиновые (Molluginaceae) включает более десятка родов, представители которых встречаются на всех континентах, кроме Антарктиды, что говорит о впечатляющей древности этой группы. Однако таксономия моллюгиновых остается запутанной и до конца не выясненной проблемой. Связи родов внутри группы установлены лишь на основе генетических данных и недостаточно надежно.

Более точные сведения обещает дать синтез молекулярно-генетического и морфолого-анатомического подходов. Поэтому российские ботаники обратились к сравнительному изучению семян моллюгиновых растений в их связи с таксономией и эволюцией этого семейства. Статья ученых опубликована в Botanical Journal of the Linnean Society.

Ведущий научный сотрудник кафедры высших растений МГУ им. М.В. Ломоносова Александр Сухоруков и его коллеги проанализировали семена и плоды в общей сложности 76 видов моллюгиновых, представляющих все 11 родов семейства. Для каждого было рассмотрено 14 признаков, включая число, размеры, особенности поверхности и т.д. Все полученные данные обрабатывались с помощью методов мультивариантного статистического анализа.

Это позволило проследить эволюционные взаимосвязи между отдельными кладами, включающими несколько входящих в семейство родов. Кроме того, анатомия и морфология семян заставила ученых поставить под сомнение текущее таксономическое положение некоторых видов моллюгиновых, включая Pharnaceum namaquense, P. pusillum, Pharnaceum serpyllifolium, Mollugo tenella. Скорее всего, новая работа приведет к пересмотру классификации семейства.

Пресс-релиз МГУ отмечает, что исследование проведено в рамках масштабного проекта «Ноев ковчег». Его целью является создание национального банка живых систем для сохранения и изучения биоразнообразия Земли. Работающие по проекту биологи проводят десятки экспедиций, собирая и анализируя живые организмы из разных уголков планеты, и уже открыли несколько ранее неизвестных видов.