Все новости

Селфи в инстаграме повысили доверие обычных людей к ученым. И не снизили их авторитет

Психологи из США и Канады решили узнать, как на образ ученых влияет содержание их инстаграма. Оказалось, что в глазах обычных людей селфи делают ученых более душевными. Одновременно такие снимки не влияют на то, как обыватели воспринимают компетентность ученого: публикация селфи на этом никак не отразилась.

Соцсетями пользуются разные группы людей, в том числе и ученые. Через свои аккаунты они часто рассказывают широкой аудитории не только о своей жизни, но и об открытиях, а также описывают повседневную научную работу. Предыдущие исследования показали, что американцы считают ученых умными, но не очень душевными. Психологи решили выяснить, как обычные люди воспринимают ученых через соцсети, в частности через инстаграм.

За теоретическую основу исследования взяли понятие о социальном познании, согласно которому мы оцениваем других людей на основании двух групп признаков: душевности, в которую входят дружелюбие, альтруизм, человечность и так далее, и компетентности, то есть владения умом и навыками для достижения целей. Вместе эти признаки определяют то, как некую группу, в данном случае ученых, воспринимают другие люди.

Читайте также: Сафари в стакане воды. Как стать свидетелем смертельных схваток с драматичным финалом, происходящих в ближайшей луже

Для этого исследователи сначала выбрали фото из инстаграм-аккаунтов нескольких десятков ученых по всему миру. Снимки разделили на пять наборов по несколько фотографий в каждом:

1) контрольный, в котором были обычные изображения разных людей;

2) содержащий научные объекты или оборудование (например, микроскоп), причем каждое фото в наборе подписано мужским именем, например Сэм или Кайл;

3) то же самое, но подписанное женским именем, например Саманта;

4) содержащий научные объекты или оборудование, причем в кадре каждый раз было улыбающееся мужское лицо;

5) то же самое, но с женским лицом.

Каждый набор фото был размещен в отдельном аккаунте в инстаграме.

Затем эти наборы фото показывали 1620 добровольцам случайным образом. Им предлагали рассмотреть фото, а потом оценить свои впечатления: насколько им понравились фотографии и вызвали ли доверие к ученым, а также считают ли они душевными и грамотными ученых, изображенных на фото или сделавших их.  

Анализ показал, что те испытуемые, кому показывали «научные селфи», посчитали авторов снимков гораздо более душевными. При этом выше всех в «рейтинге душевности» оказались женщины-ученые с селфи, на втором месте — мужчины с селфи, и только на третьем — подписанные именами научное оборудование. Интересно, что опрошенные считали ученых на селфи не менее компетентными, чем тех, кто отметился в инстаграме только своим именем.

«Мы думаем, так произошло потому, что люди, которые рассматривали изображения с лицами ученых, начинали видеть их не как принадлежащих к какой-то незнакомой группе стереотипно социофобных гениев, а как "обычных" людей с "нормальными" интересами — людей, которым, как и нам, нравится делать селфи», — прокомментировала результат своей работы ведущий автор исследования Пейдж Жарро.

 Евгения Щербина