Седьмая луна Нептуна оказалось осколком шестой. Астрономы смогли подтвердить наличие у Нептуна седьмого спутника и прояснить его загадочное происхождение, а также найти еще одну, ранее потерянную, луну этой планеты

Ученые из SETI, NASA и Калифорнийского университета в Беркли тщательно проанализировали изображения космического телескопа «Хаббл» и сделали значительные открытия в отношении лун Нептуна. Они подтвердили существование Гиппокампа — относительно небольшого седьмого спутника планеты. С помощью расчетов исследователи показали, что новооткрытая луна — продукт выбросов из большого кратера Фарос, находящегося на спутнике Нептуна Протее, чья орбита лежит поблизости от Гиппокампа.

Помимо открытия новой луны и выяснения того, откуда она, собственно, взялась, впервые с 1989 года удалось заметить Наяду — другой спутник Нептуна, открытый «Вояджером-2» и с тех пор удачно скрывавшийся от попыток повторного наблюдения. Астрономы смогли выяснить и то, почему Наяда более четверти века оставалась «потерянной луной». Соответствующая статья опубликована в Nature.

Нептун — обладатель одной из самых странных систем лун в Солнечной системе. Его крупнейший спутник Тритон так велик, что у него есть даже разреженная атмосфера, но при этом он вращается по ретроградной орбите, то есть в направлении, противоположном тому, в котором вращается сам Нептун. Обычно спутники, образовавшиеся из того же протопланетного облака, что и сама планета, вращаются в том же направлении, что и она. Это значит, что Тритон — захваченное гравитацией Нептуна постороннее тело. Из-за его попадания в систему Нептуна более ранние «местные» луны потеряли свои орбиты, а ряд из них должен был быть уничтожен во взаимных столкновениях. Считается, что именно из их обломков возникли кольца вокруг Нептуна.

Источник: Mark R. Showalter, SETI Institute
Источник: Mark R. Showalter, SETI Institute

Авторы новой работы применили необычный метод поиска новых спутников этой планеты. Дело в том, что «местные» спутники Нептуна черны, как очень темный асфальт, и отражают лишь порядка 10 процентов падающего на них света. Поскольку они еще и удалены от Земли как минимум на 4,2 миллиарда километров, различить их очень сложно. Обычно такие тусклые объекты обнаруживают, увеличивая время, на протяжении которого телескоп наблюдает данный участок неба. Но метод удлинения наблюдения очень плохо работает, когда рядом есть крупный блестящий объект — такой, как планета-гигант Нептун. Поэтому единственный ранее работавший метод — поиск спутников в районе, где они должны пролетать, двигаясь вдоль своей орбиты. Орбиты шести спутников Нептуна из семи ранее были установлены пролетавшим близко к этой планете зондом «Вояджер-2». Чтобы найти новые спутники (несмотря на отсутствие близких к Нептуну зондов-наблюдателей), авторы новой работы разработали математическую модель, позволявшую искать новые тела на орбитах, где их наличие было наиболее вероятно.

Первые находки такого рода астрономы из группы Марка Шоултера (первый автор новой статьи в Nature) сделали в снимках «Хаббла» еще в 2013 году, однако, чтобы сделать свое открытие достоверным и выяснить точные параметры вновь открытого спутника, им понадобилось дополнительное время. Открытая луна получила название «Гиппокамп», а ее средний диаметр равен примерно 34 километрам. «Средний» — потому что форма тела неправильная, что-то вроде вытянутого вдоль одной оси булыжника. Спутник очень небольшой. У ближайшего к нему другого спутника той же планеты, Протея, средний диаметр — более 410 километров. Авторы показали, что объем Гиппокампа примерно в 20 раз меньше, чем у кратера Фарос на Протее. Этот кратер очень велик (до 260 километров в диаметре) и образовался после столкновения Протея с другим крупным телом — скорее всего, другим спутником Нептуна.

Кроме того, астрономы смогли найти на снимках «Хаббла» и спутник Наяду — со средним диаметром в 60—66 километров. Эта нептунианская луна была открыта в 1989 году при близком пролете «Вояджера-2», по снимкам которого тогда же было составлено представление о ее орбите. Как показали новые наблюдения, представления эти были не вполне корректными и реальная орбита Наяды несколько иная. Это и объясняет тот факт, что с 1989 года ее так и не удавалось (до сих пор) наблюдать повторно.

Иван Ортега