В созвездии Жирафа обнаружен второй источник повторяющихся радиовсплесков

О находке заявили сегодня участники канадской коллаборации CHIME

Астрофизики нашли второй источник повторяющихся быстрых радиовсплесков — импульсов излучения пока что неустановленной природы. Мощность одного такого всплеска соответствует тому, что получится при сжатии излучаемой Солнцем за десять тысяч лет энергии в промежуток длительностью несколько миллисекунд.

Откуда эти всплески берутся, на сегодня неизвестно, но их источник определенно должен находиться либо на Земле (и тогда это просто ошибка наблюдения, а энергия, разумеется, определена неверно), либо за пределами нашей Галактики. Связать быстрые радиовсплески с чем-либо на нашей планете у физиков пока не вышло, но зато с 2007 года, когда было зафиксировано первое такое событие (источник находился в направлении Малого Магеланнова Облака, но явно не был связан с этой галактикой, а располагался где-то значительно дальше), астрономы насчитали более полусотни загадочных импульсов.

Источник первых повторяющихся радиовсплесков Gemini Observatory/AURA/NSF/NRC

Новые наблюдения в рамках программы CHIME (Canadian Hydrogen Intensity Mapping Experiment — Канадский эксперимент по картированию неба в диапазоне, соответствующем радиоизлучению водорода) выявили при этом не просто очередной всплеск в радиоволновом диапазоне. В статьях, опубликованных сегодня на страницах Nature, описан второй источник повторяющихся всплесков, то есть нечто выдало серию из шести подобных импульсов.

Все они пришли из-за пределов нашей Галактики (на это указывает значительная величина красного смещения, соответствующая более чем миллиарду световых лет), а при проекции на небосвод источник оказывается в созвездии Жирафа — это соседнее с Малой Медведицей созвездие.

Характеристики этих всплесков, зафиксированные исследователями, позволяют сделать определенные выводы, пусть не разрешающие загадку, но существенно сужающие поле для дальнейшего поиска. Кроме того, сам факт повторения сигнала тоже позволяет отбросить ряд гипотез, поскольку теория должна предполагать многоразовость источника — это не может быть, к примеру, необычной вспышкой сверхновой звезды.

Читайте также: О первом источнике повторяющихся быстрых радиовсплесках с «Чердаком» говорил астроном Сергей Попов

Канадская программа по поиску быстрых радиовсплесков использовала радиотелескопы, работающие на относительно низких частотах от 400 до 800 мегагерц (то есть примерно между музыкальными радиостанциями и мобильной связью). Все зафиксированные события сопровождались излучением на этих частотах, хотя ряд гипотез указывал на то, что радиовсплески должны быть ограничены более высокочастотным диапазоном. Также пойманные сигналы указывают на то, что излучение частично рассеивалось чем-то вблизи источника. Возможно, это облака на месте вспышки сверхновой или же плотный диск из поглощаемого черной дырой в центре галактики вещества.

Говорить об окончательном решении загадки радиовсплесков не приходится, но астрофизики, представившие свои результаты в журнале Nature (две статьи: 1, 2), заявляют о значительном шаге вперед. Возможно, дальнейшая работа канадских радиотелескопов вместе с другими обсерваториями позволит выяснить, что же именно создает столь мощные импульсы и почему в некоторых случаях они приходят несколько раз подряд из одного и того же места.

Как выглядит транзит горячего GJ 3470b через свою звезду NASA, ESA, and D. Player (STScI)

«Хаббл» увидел, как звезда переделывает горячий нептун в суперземлю

Она сдувает с газового гиганта атмосферу, оставляя от него только каменное ядро. Возможно, такова судьба большинства горячих нептунов

Ученые, познакомившись с судьбой планеты GJ 3470b, пришли к выводу, что планет класса «горячий нептун» мало из-за того, что радиационное давление их солнц лишает их атмосферы.

Экзопланеты, которых открыто уже очень много, астрономы делят на классы, чтобы удобнее было их различать. Обычно для этого берут название какой-нибудь планеты Солнечной системы, похожей по свойствам, и присоединяют к ней соответствующий эпитет. Например, миниземля, суперземля, супервенера, горячий юпитер, холодный юпитер, эксцентрический юпитер. Среди них есть и горячие нептуны. Как видно из названия, это класс планет с массой примерно как у нашего Нептуна, только горячих, вращающихся близко к своим звездам — ближе, чем Земля вокруг Солнца. С горячими нептунами все странно: их подозрительно мало. Но теперь ученые, кажется, поняли, в чем тут дело.

Астрономы из Женевы понаблюдали за представителем горячих нептунов GJ 3470b, который вращается вокруг звезды Gliese 3470, красного карлика на расстоянии 100 световых лет от Солнца. Планета — обычный горячий нептун, газовый гигант в 14 раз массивнее Земли, который вращается вокруг своей звезды на расстоянии в 10 раз ближе, чем Меркурий к Солнцу.

GJ 3470b (справа) по сравнению с Землей (слева) Radialvelocity / wikimedia commons

Ученые использовали космический телескоп «Хаббл», чтобы провести наблюдения, и данные об атмосфере GJ 3470b, полученные с помощью транзитной спектроскопии. Это значит, что планета проходила перед звездой, частично заслоняя ее от «Хаббла» и своей атмосферой меняя спектр света, который испускает красный карлик. [ ... ]

Астрономы нашли суперземлю у самой близкой к Солнцу одиночной звезды

Скорее всего, она слишком холодна для жизни земного типа.

Международная группа астрономов детально проанализировала данные о колебаниях звезды Барнарда, лежащей недалеко от Солнечной системы, и обнаружила возле нее следы как минимум одной планеты. Таким образом, не только альфа и проксима Центавра, но и эта близкая к нам звезда имеет свою планетную систему. Соответствующая статья опубликована в Nature. [ ... ]

Российские астрономы заявили о начале нового цикла солнечной активности

На Солнце появились области магнитного поля иной направленности.

Ученые из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) зафиксировали на звезде области с магнитным полем иной направленности, отличающейся от той, которая была последние 11 лет. По мнению астрофизиков, это свидетельствует о приближении нового цикла солнечной активности. Об этом сообщает сайт лаборатории. [ ... ]