Древний супергрызун кусался втрое сильнее крокодила

Ученые из Великобритании и Уругвая изучили ранее найденный череп доисторического грызуна массой около тонны. Новые расчеты говорят о том, что челюсти самого крупного грызуна всех времен были втрое сильнее крокодильих.
Работа исследователей из университета Йорка, Музея естественной истории и Физического института в Монтевидео была выполнена с использованием математического моделирования. Подобный подход применяется инженерами для расчета прочности машин и сооружений, но авторы опубликованной в журнале Journal of Anatomy статьи решили, что челюсти вымершего животного тоже можно счесть механизмом.

Единственный найденный череп Josephoartigasia monesi был сначала отсканирован при помощи рентгеновского томографа, а затем ученые создали его трехмерную модель. Она была разделена на виртуальные микроскопические кубики, и для каждого кубика затем индивидуально рассчитывалось механическое напряжение - этот метод позволял выявить слабые места во всей системе и определить допустимую "рабочую нагрузку". Черепа животных, как и изготавливаемые человеком механизмы, не могут быть намного толще и тяжелее, чем необходимо для работы, так что по толщине стенок черепа можно оценить предполагаемую силу челюстей.

Исследователи подчеркнули, что без точной информации о расположении мышц сложно однозначно определить способность грызуна перекусывать что-либо. Однако они рассмотрели разные варианты, внеся в модель отклонение мышц на 10 градусов в ту или сторону, а также предположив увеличение или уменьшение их силы на 20 процентов. Усредненный результат гласит, что резцы Josephoartigasia monesi давили на перегрызаемый объект с силой чуть меньше 1400 ньютонов, а третий моляр (коренной зуб, который используется для дробления пищи) мог подвергаться нагрузкам свыше 4150 ньютонов.

Вес груза в один килограмм на Земле примерно соответствует силе в 10 ньютонов. А сила челюстей среднего по размеру крокодила примерно втрое меньше. Биологи предполагают, что со столь сильными челюстями "Крысилла" (Ratzilla, по аналогии с Годзиллой) могла не только перемалывать твердую растительную пищу, но и перегрызать корни растений при раскопке грунта. Или, что тоже вполне вероятно, обороняться от хищников.