Метеоритный дождь с Весты долетел до Земли через 22 миллиона лет

Такое событие астрономы зафиксировали впервые

Астрономы впервые зафиксировали метеоритный дождь из породы, которая характерна для астероида Веста. Свой путь в космосе вещество этого метеорита начало 22 миллиона лет назад. Ученые даже нашли место на астероиде, откуда могло происходить это вещество.

2 сентября 2015 года небо над северо-восточными районами Турции озарила яркая вспышка. Вслед за этим на землю упало более 300 каменных обломков, принадлежавших метеориту, который разрушился в атмосфере. Благодаря располагающейся в том районе деревне явление получило название «Сарычичек».

Астрономы, среди которых были и исследователи из Уральского федерального университета, детально исследовали обломки и выяснили, что те состоят из говардита. Эта порода характерна для поверхности астероида Веста. Она представляет собой сцементированные, перемешанные фрагменты других пород, образующиеся после ударов других небесных тел о поверхность астероида, покрытую реголитом.

Сравнение размеров Весты, Цереры и Луны (слева направо)NASA/JPL-Caltech/UCAL/MPS/DLR/IDA/Gregory H. Revera/Justin Cowart

Минералогический состав Весты достаточно специфичен для больших астероидов. При диаметре более 500 километров у нее есть металлическое ядро и поверхность, сложенная в основном оливиновыми породами. Такая дифференциация свойственна только крупным телам, которых в Главном поясе астероидов не так много.

Исследователи проанализировали изотопный состав метеоритов, чтобы выяснить, сколько времени те провели в открытом космосе. Космические лучи действуют на небольшие обломки, заметно меняя их изотопный состав. Это произошло и в случае Сарычичека. В результате исследователи выяснили, что метеорит, из которого образовались найденные фрагменты, был выбит из поверхности Весты порядка 22 миллионов лет назад. Расчеты показали, что для его образования нужен был довольно сильный удар по Весте — такой, что оставил бы за собой кратер не менее 10 километров в диаметре. Интересно, что авторы смогли подобрать кандидата на роль источника метеорита — кратер Антиония на Весте. Его возраст и размер хорошо подходят по нужным параметрам.

Читайте также: Космическая лихорадка. Насколько реальны планы добывать полезные ископаемые в космосе

Согласно видео падения обломков, скорость входа такого метеорита в атмосферу Земли была относительно невелика — 17,3 ± 0,8 километра в секунду. Поэтому энергия, выделившаяся при его разрушении, была относительно небольшой. В то же время систематически происходят и события куда большей разрушительной силы. В 2013 году близ Челябинска в воздухе взорвался метеороид, давший энергию взрыва не менее 15 килотонн. К счастью, взрыв был высотным и поэтому обошлось без жертв, хотя много людей поранилось стеклами из выбитых взрывной волной окон. В декабре 2018 года на Беринговым проливом взорвался метеороид, причем энергия этого события была эквивалентна взрыву 170 килотонн тротила (примерно 10 Хиросим). Однако небесное тело упало в безлюдной местности, поэтому и в этом случае жертв среди людей не было.

Очередной взрыв может произойти над более населенными местами, поэтому типичные источники метеоритов, их состав и типовые траектории очень важно отслеживать. Это поможет лучше подготовиться к прибытию по-настоящему опасных объектов типа Чиксулубского метеорита, который, согласно гипотезам ученых, 66 миллионов лет назад уничтожил наземных динозавров.