Саратовские ученые проверили живую вакцину против чумы

И нашли способ оценить успешность такой вакцинации.

Сотрудники Саратовского филиала Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии изучили, какие антитела и механизмы клеточного иммунного ответа активирует чумная живая вакцина у человека. Они выяснили, что присутствие в крови испытуемых специфических антител к белку Pla (активатору плазминогена чумы) служит надежным показателем успешной вакцинации. Научная статья опубликована в журнале PLoS Neglected Tropical Diseases.

Чума — это инфекционное заболевание, вызываемое бактерией Yersinia pestis (чумной палочкой). Инфекция переносится блохами, живущими на грызунах, в том числе на обильно населяющих города крысах. В прошлом чума уничтожала европейцев миллионами. За последние несколько десятилетий число случаев заражения удалось существенно снизить с помощью вакцинации. Однако это заболевание по-прежнему часто встречается в развивающихся странах. Чтобы препятствовать его распространению, необходимо хорошо понимать, как работает чумная вакцина, и повышать ее эффективность.

Саратовские биологи начали масштабную работу по выявлению механизмов действия живой чумной вакцины. Для этого они взяли образцы крови у 34 добровольцев 26—72 лет, неоднократно привитых против чумы втиранием взвеси живых микробов в специально поврежденную кожу, а также у 17 здоровых непривитых людей того же возраста. Позже людей первой группы разделили на тех, кто проходил вакцинацию менее чем за год до анализа крови (13 человек), и тех, кому делали прививку за год и более до участия в этом исследовании (остальные 21). Ученых интересовало состояние мононуклеарных лимфоцитов в крови испытуемых. Эти клетки обеспечивают иммунный ответ на вторжение в организм различных бактерий, в том числе и чумной палочки.

Исследователи определили, в каких количествах мононуклеарные лимфоциты привитых и непривитых от чумы граждан выделяют вещества, помогающие бороться с бактериями: гамма-интерферон (IFN-γ), фактор некроза опухоли альфа (ФНО-α), а также интерлейкины 4, 10 и 17А. Перед определением содержания названных молекул в мононуклеарных клетках кровь очистили от следов живой чумной вакцины — клеток Yersinia pestis и их фрагментов. В полученные от каждого испытуемого «очищенные растворы» мононуклеарных лимфоцитов добавили белок Pla — активатор плазминогена чумы, фермент чумной палочки, способствующий ее распространению по организму инфицированного и подавление иммунной реакции на Yersinia pestis.

Оказалось, что мононуклеарные лимфоциты вакцинированных выделяют существенно больше интерлейкинов 4 и 10, а также ФНО-α и IFN-γ в ответ на присутствие Pla. Клетки из крови привитых менее года назад были чуть более активны, чем лимфоциты привитых ранее, но эта разница не была статистически значимой. Тем не менее по какой-то причине мононуклеарные лимфоциты не вакцинированных от чумы испытуемых при наличии Pla производят в 3,4 раза больше интерлейкина-4, чем аналогичные клетки из крови привитых. И чем больше раз человеку вводили живую чумную вакцину в прошлом, тем меньше интерлейкина-4 в эксперименте вырабатывали его лимфоциты.

Также исследователи определили в крови испытуемых уровни антител из различных классов иммуноглобулинов, реагирующих на присутствие активатора плазминогена чумы Pla. Многие из них связывались не только с Pla, но и с другими белками. Когда ученым удалось выделить именно те антитела, которые реагируют только на присутствие Pla, оказалось, что больше всего их образуется у тех, кто был вакцинирован относительно давно. Как и в случае с интерлейкином-4, многократные прививки против чумы приводили к тому, что антител из подклассов иммуноглобулинов G1 и G2 в ответ на активатор плазминогена чумы вырабатывалось меньше. Однако в крови многократно привитых в присутствии Pla обнаруживали специфические антитела к этому белку из подкласса иммуноглобулинов G3, а у невакцинированных их не встречали. Напротив, антитела к активатору плазминогена чумы из подкласса иммуноглобулинов G4 присутствовали только у непривитых.

Из полученных данных авторы сделали вывод, что по иммунной реакции организма на активатор плазминогена чумы Pla можно судить об эффективности вакцинации, хотя Pla не единственное вещество, вырабатываемое чумной палочкой и провоцирующее иммунный ответ в теле человека. Однако при этом надо четко отслеживать, выделение и активация каких веществ связаны с появлением Pla в организме, а какие происходят неспецифически. Также ученые предполагают, что многократные введения живой чумной вакцины могут и не повышать эффективность защиты от чумы, так как уровень интерлейкина-4 и антител из подклассов иммуноглобулинов G1 и G2 в крови с каждой вакцинацией падает.

Российские ученые определили влияние косметики на вызывающие угри микробы

Как минимум часть таких средств действительно препятствует формированию биопленок, играющих ведущую роль при развитии акне.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова и Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН совместно с коллегами из Франции изучили воздействие распространенных косметических средств на формирование биопленок бактерий Cutibacterium acnes и Staphylococcus aureus. Выяснилось, что они действительно мешают активному размножению этих бактерий. Соответствующая статья опубликована в Microbiology Open.

Cutibacterium (ранее известная как Propionibacterium) acnes — это аэробная бактерия, питающаяся веществами, которые выделяются близ волосяной луковицы человека. При ее интенсивном размножении возникают воспалительные процессы, после которых в поры кожи, пораженные данным видом, попадают и Staphylococcus aureus. Вместе они вызывают острую фазу воспаления, которая и проявляется внешне как акне. Борьбу с ним затрудняет тот факт, что Cutibacterium acnes образует устойчивую биопленку, которая не пропускает крупные молекулы снаружи, мешая подавлению размножения микроорганизмов в порах кожи. Исследователи изучили штаммы RT4 и RT5 Cutibacterium acnes — они чаще всего обнаруживаются в коже людей, подверженных акне.

Авторы работы изучили, как влияет термальная вода (изотонический водный раствор из швейцарского горного источника) одного косметического бренда и запатентованный обогащенный рамнозой полисахарид. Оба препарата смогли сдержать образование биопленок обоих видов бактерий. Однако заметно снизить их биомассу смогла только термальная вода, и исключительно для Staphylococcus aureus. В отношении Cutibacterium acnes с ее помощью удалось добиться лишь заметного замедления роста. По всей видимости, это связано с тем, что данные косметические средства не давали бактериям (по крайней мере, Staphylococcus aureus) закрепляться на поверхностях, где они применялись.

Исследователи отмечают, что оба средства не содержат консервантов. Это довольно актуально, поскольку ряд последних работ показывает, что отдельные их типы, использующиеся в косметике, могут вести к появлению аллергических реакций. В то же время не стоит забывать, что позитивные результаты — блокировка появления биопленок из бактерий, играющих важную роль в развитии акне, — были получены в лабораторных условиях, а не непосредственно на коже человека. Иными словами, практическая результативность этих средств может заметно отличаться от лабораторной.

Российские ученые протестировали новый способ диагностики боррелиоза

Он выявляет возбудителя этого заболевания, даже если внешних признаков недуга у инфицированного нет.

Ученые из Москвы и Перми проверили, в каком проценте случаев в сыворотке больных боррелиозом обнаруживаются антитела из класса иммуноглобулинов M (IgM) к пептиду С6 микроорганизма Borrelia burgdorferi sensu stricto (Bb). Они присутствуют в организме инфицированного и в том случае, если даже на его коже нет следов укуса иксодовых клещей — переносчиков Borrelia burgdorferi. Исследование показало, что иммуноглобулины М к пептиду C6 Bb выявляются при анализе 80,6 процента образцов сыворотки больных боррелиозом. Научная статья опубликована в журнале BioMed Research International.

Боррелиоз, или болезнь Лайма, — опасная и весьма распространенная в России инфекция. Ее встречаемость составляет более 4 случаев на 100 000 человек. Болезнь вызывается бактериями из рода Borrelia. Изначально всех их относили к одному виду Borrelia burgdorferi, но впоследствии молекулярно-биологические анализы выявили, что эта систематическая группа на самом деле включает в себя несколько видов боррелий. Поэтому настоящих Borrelia burgdorferi стали называть Borrelia burgdorferi sensu stricto (с латыни Borrelia burgdorferi в узком смысле слова), а возбудителей боррелиоза, которых выделили в собственные виды, — Borrelia burgdorferi sensu lato (с латыни Borrelia burgdorferi в широком смысле слова). В России чаще всего источником боррелиоза служит именно Borrelia burgdorferi sensu stricto.

Различные виды боррелий, судя по всему, вызывают болезни неодинакового течения и провоцируют разные наборы осложнений. Кроме того, даже один и тот же возбудитель может проявлять себя неодинаково. Вероятно, это зависит и от индивидуальных особенностей иммунитета человека, и от укусившего его клеща — переносчика боррелий. В ряде случаев на месте укуса членистоногого в течение нескольких дней появляется эритема — кольцевидное покраснение. Ее наличие не означает, что человек заразился боррелиозом, однако провести анализ сыворотки крови на присутствие антител к Borrelia burgdorferi в этом случае необходимо. И часто бывает так, что человек болен боррелиозом, но эритемы у него не возникло. В таком случае инфекцию удается обнаружить только тогда, когда состояние больного заметно ухудшилось: появились боль в суставах и мышцах, головная боль, тошнота и рвота, светобоязнь и т.д. В этом случае лечение начинают позже, чем могли бы, из-за чего вероятность инвалидизации повышается.

Российские специалисты поставили себе задачу выяснить, можно ли с помощью анализа сыворотки выявить боррелиоз, если эритемы от укуса клеща не было. Для этого они использовали образцы сыворотки крови от 327 больных боррелиозом с эритемой и 115 пациентов, у которых эритема не проявилась. (О том, что участники исследования инфицированы боррелиями, было известно из результатов предшествующего анализа ДНК, содержащейся в их крови.) Сыворотку проверяли на наличие антител к нескольким веществам, характерным для Borrelia burgdorferi sensu lato, — С6, OspC и VlsE. Особенное внимание уделили иммуноглобулинам G и M к пептиду С6 Borrelia burgdorferi sensu stricto. [ ... ]

Российские ученые создали вакцину от опасного стрептококка

Она будет более универсальной, чем ее зарубежные аналоги, которые, впрочем, пока не вышли на рынок.

Сотрудники Института экспериментальной медицины (Санкт-Петербург) разработали вакцину против стрептококка группы B (Streptococcus agalactiae). Этот микроорганизм вызывает инфекции дыхательных путей и влагалища, а также толстой кишки и уретры и может быть смертельно опасен для новорожденных. Его редко ищут у человека, считая в первую очередь возбудителем болезней скота, однако в действительности этот стрептококк служит одной из наиболее частых причин сепсиса у пожилых и смерти у новорожденных. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

В вакцинах используются убитые или неспособные к заражению живые возбудители инфекции либо вещества, характерные только для данной бактерии или вируса. Они «натравливают» иммунную систему на нужные раздражители и позволяют ее клеткам быстрее реагировать на появление соответствующего патогенного организма в будущем. Для вакцины против Streptococcus agalactiae ученые использовали белок Bac, содержащийся на поверхности этой бактерии. Естественный источник Bac — сами стрептококки группы B, но работа с ними грозит заражением этими микроорганизмами. Поэтому ученые внедрили ген, кодирующий этот белок, в более безопасные микроорганизмы — энтерококки (Enterococcus), входящие в состав пробиотиков.

Энтерококки, вырабатывающие белок Bac, в составе суспензии ввели 240 самкам мышей возрастом 8−10 недель тремя способами: 160 животным — в нос, 60 — во влагалище и 40 — в ротовую полость. Из соответствующих точек брали образцы выделений и измеряли в них количество введенных бактерий, а также содержание различных иммуноглобулинов — веществ, показывающих реакцию иммунной системы на различные воздействия. Через несколько дней после этого животных заражали Streptococcus agalactiae, вводя их в нос, влагалище или брюшную полость. Затем измеряли количество бактерий в различных внутренних органах мышей. Уровни различных иммуноглобулинов оценивали на 14, 28, 35 и 50-й дни после вакцинации.

Содержание веществ, показывающих наличие иммунного ответа на стрептококков, после вакцинации повышалось. Это говорило о том, что введение энтерококков с белком Bac дало сигнал иммунной системе экспериментальных животных о наличии чужака. Учитывая, что ни одна мышь не погибла от инфекции, борьба со Streptococcus agalactiae после вакцинации прошла успешно. [ ... ]