Найден, возможно, самый древний музыкальный инструмент

При раскопках на Алтае археологи обнаружили костяной варган первого тысячелетия нашей эры, что делает его самым древним музыкальным инструментом как минимум на территории Евразии.

Ученые Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН рассказали о самой интересной находке полевого сезона — древнем костяном комусе (варгане). Обнаруженный в низовьях реки Катунь музыкальный инструмент относится к скифо-сарматскому времени, эпохе раннего железа, относящейся к началу первого тысячелетия нашей эры. Это, по мнению археологов, делает его претендентом на один из самых древних из найденных музыкальных инструментов.

Комусы (варганы) известны и в настоящее время у тувинцев, сибирских татар и алтайцев, это своеобразная этнографическая черта сегодняшних обитателей южной Сибири. Однако сейчас они изготавливаются из металла и реже из дерева. Находка же костяного варгана (в данном случае изготовленного из рога) говорит о том, что подобные музыкальные инструменты были распространены и в древности.

Инструмент представляет собой пластину, разделенную на три полоски, при помощи вибрирования центральной из них создается характерный звук. При игре варган прижимают к зубам или к губам, а ротовая полость служит резонатором. Изменение артикуляции рта и дыхания позволяет менять тембр инструмента. На Алтае инструмент использовали в том числе шаманы для проведения различных ритуалов.

О находке сообщает пресс-служба Новосибирского госуниверситета.

Ранее французские и украинские ученые предположили, что у неандертальцев было стремление к визуальной гармонии или даже нечто вроде перфекционизма — к такому выводу они пришли, исследовав насечки на кости ворона, найденной в Крыму.