Самцы черных вдов предпочитают пожилых «роковых дам»

Выбирая между неопасной самкой-подростком и зрелой паучихой, которая наверняка их съест после спаривания, самец черной вдовы отдает предпочтение последней.

Экологи и энтомологи из нескольких исследовательских учреждений Израиля определили, что самцы пауков Latrodectus geometricus предпочитают спариваться со взрослыми самками, а не с теми, чьи яйцеклетки еще только созревают. Такая репродуктивная стратегия не приносит выгоды пауку, а напротив, снижает его шансы на выживание после копуляции. Причины ее использования пока неясны. Научная статья опубликована в журнале Animal Behavior.

Latrodectus geometricus относятся к роду черных вдов. Эти пауки знамениты тем, что после спаривания самки нередко поедают партнеров, чтобы получить больше питательных веществ для будущего потомства. Таким образом, самцы практически не могут повлиять на судьбу собственных отпрысков. Единственное, что они способны сделать, — увеличить их количество за счет спаривания с наиболее плодовитой самкой либо предпочесть избежать смерти, спарившись с «молодой».

Израильские ученые решили выяснить, как именно самцы Latrodectus geometricus повышают свой репродуктивный успех и шансы на выживание после передачи спермы. Для этого они отловили в центральной части Израиля и в пустыне Негев около полутора сотен паучат соответствующего вида и несколько недель держали их в лаборатории в индивидуальных контейнерах, чтобы исключить возможность спаривания. Пауков регулярно кормили средиземноморскими плодовыми мухами (Ceratitis capitata) и отмечали, когда они линяют.

На основании этих наблюдений участвующих в эксперименте особей разделили на четыре группы: половозрелые самцы (1—2 недели после финальной линьки), самки-«подростки» (не более одной недели до финальной линьки), молодые половозрелые самки (не более двух недель после финальной линьки) и «пожилые» половозрелые самки (более двух месяцев после финальной линьки). Всего было 78 самок, и к каждой из них в определенный момент подсаживали потенциального полового партнера.

То, что происходило далее, фиксировали и затем подсчитывали число попыток копуляции (их предпринимали самцы), длительность спаривания и поведение обоих особей во время и после него. Далее самцов отпускали на волю, а самки продолжали жить в лаборатории до естественной смерти. У каждой из них подсчитывали число потомков, чтобы оценить плодовитость.

Выяснилось, что чаще всего Latrodectus geometricus спариваются с самками наиболее солидного возраста. Это не способствует репродуктивному успеху самцов. Во-первых, «старые» паучихи чаще предпринимали попытки убить и съесть своего полового партнера. Во-вторых, они давали меньше потомства, чем более молодые особи. К тому же копуляция с ними длилась меньше, чем с самками младшего возраста. Зрелые самки были более плодовиты и чуть менее агрессивны по отношению к самцам, то есть с ними было бы наиболее выгодно спариваться. Однако на практике самцы это делали реже. Также они старались избегать паучих-«подростков», несмотря на то что последние почти никогда не пытались съесть самца и потомства у них появлялось не меньше, чем у зрелых, только это происходило чуть позже, после финальной линьки.

Почему самцы Latrodectus geometricus предпочитают неоптимальных половых партнеров, пока неясно. Авторы работы предполагают, что зрелые самки «обманывают» их, выделяя больше сигнальных веществ, привлекающих противоположный пол.

Набор «букв» в песнях ласточек определяют география и гены

А вот климат на звучание пения самцов этой повсеместно распространенной птицы особо не влияет.

Исследователи из России (Государственного Дарвиновского музея), США, Турции, Румынии и Тайваня изучили, как отличается пение деревенских ласточек (Hirundo rustica), живущих в разных регионах Евразии и Северной Америки. Оказалось, что степень различий в издаваемых этими птицами звуках зависит прежде всего от географической удаленности популяций друг от друга. Группы ласточек, обитающих сравнительно близко, но в резко отличающихся климатических условиях, поют практически одинаково. Также имеет значение и генетическое родство популяций: чем оно ближе, тем более похожие у них звуковые сигналы. Научная статья о песнях деревенских ласточек опубликована в Biological Journal of the Linnean Society.

Деревенская ласточка гнездится на большей части Северного полушария и образует несколько подвидов. Три из них (Hirundo rustica rustica, H. r. gutturalis, H. r. tytleri) обитают в России, еще один (Hirundo rustica erythrogaster) — в США и Канаде, и по одному — в Румынии и Турции (Hirundo rustica rustica), на Тайване (Hirundo rustica gutturalis), в Израиле (Hirundo rustica transitiva) и в Египте (Hirundo rustica savignii). Зоологи получили данные обо всех этих подвидах, за исключением последнего, так как в момент сбора информации в местах его обитания была напряженная политическая обстановка.

Всего было записано 1700 песен 180 самцов деревенской ласточки. Исследователи проанализировали составляющие песен этих птиц, высоту звуков в них, частоту их повторения в мелодиях и ряд других акустических параметров. Особенно биологов интересовали серии щелчков в конце песен. По характеристикам входящих в их состав звуков орнитологи выделили три «буквы»: P, Q и Ω.

Как оказалось, у каждого подвида свой набор используемых «букв». Все изученные популяции Hirundo rustica rustica ближе к концу песни издают сначала P, затем Q, а наиболее близко живущие к Казахстану — еще и Ω. Дальневосточные Hirundo rustica tytleri не применяют P, а самцы Hirundo rustica gutturalis из Тайваня и израильские Hirundo rustica transitiva «говорят» только Q. Песни ласточек сибирских и восточноевропейских популяций H. r. rustica по длине различаются сильнее, чем трели двух разных подвидов, живущих бок о бок вблизи Байкала. [ ... ]

Богомолы научились ловить рыбу

Их жертвами стали гуппи.

Итальянские и индийские зоологи обнаружили, что древесные богомолы Hierodula tenuidentata способны ловить небольшую рыбу — гуппи Poecilia reticulata. То насекомое, за которым они заметили такое поведение, обитало в месте с обилием пищи, но предпочитало есть именно гуппи, а не других насекомых. Это означает, что богомолы способны самостоятельно осваивать принципиально новые стратегии охоты, чего раньше за ними не отмечалось. Научная статья опубликована в Journal of Orthoptera Research.

Фото: Rajesh Puttaswamaiah / Journal of Orthoptera Research

Богомолы — хищные насекомые, их конечности, сложенные в «молящейся» позе, служат им для ловли других насекомых, обычно летающих. Теоретически богомолы способны поймать и другую добычу подходящего размера, но обычно это происходит в искусственных условиях, то есть тогда, когда этих насекомых в некотором смысле «сталкивают» с нетипичной пищей — птицами, лягушками и т.п.

Насекомое, обнаруженное авторами, жило в саду возле частного дома в одном из населенных пунктов индийского штата Карнатака и было свободно в своих перемещениях и выборе добычи. Однако не менее пяти вечеров подряд (с 18:30 до 00:30), с 7 по 11 марта 2017 года включительно, хозяева сада наблюдали за тем, как самец древесного богомола длиной 5,6 см, хорошо отличимый от других по белому сегменту в составе правой антенны, сидит на листьях кувшинок по краям глиняной ванны диаметром 58 см, заполненной дождевой водой. [ ... ]

Даже рыбы отличают реальных врагов от вымышленных

На живые стимулы мраморные ривулусы реагируют не так, как на искусственных соперников, а значит, результаты прежних исследований поведения рыб с использованием имитаций могли быть неточными.

Исследователи из Алабамского университета и Техасского университета в Остине изучили поведенческие и физиологические ответы рыб под названием мраморный ривулус (Kryptolebias marmoratus) на присутствие соперника — другой особи этого вида, собственного отражения в зеркале и искусственной модели животного. Они выяснили, что рыбы отличают настоящих врагов от «игрушечных» и зеркальных, что проявляется в том числе в активности генов в их головном мозге. Из этого ученые сделали вывод, что для решения вступить в то или иное социальное взаимодействие мраморные ривулусы анализируют самые разные параметры потенциального противника — размер, форму, цвет, принимаемые им позы и т.д. Научная статья

опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.