С помощью компьютерного моделирования создан препарат терапии ВИЧ

Биохимики из Йельского университета (США) с помощью компьютерных расчетных способов и структурного дизайна разработали препарат для терапии ВИЧ. Он обладает длительной противовирусной активностью и может стать эффективным средством профилактики.

ВИЧ-1 описан в 1983 году и является наиболее распространенным и патогенным видом инфекции. Глобальная эпидемия ВИЧ-инфекции главным образом обусловлена распространением ВИЧ-1. Более 37 миллионов человек на планете — носители ВИЧ-1, почти половина из них принимает антиретровирусные препараты, благодаря которым продолжительность жизни пациентов повышается до 70 лет. Зараженные ВИЧ должны пожизненно несколько раз в сутки (практически по часам) принимать терапию, кроме того, вирус постоянно мутирует и появляются лекарственно-устойчивые штаммы ВИЧ-1.

Большинство препаратов антиретровирусной терапии относятся к классу нуклеозидных ингибиторов обратной транскриптазы (НИОТ). В целом НИОТ хорошо переносятся, однако способны вызывать побочные эффекты (угнетение костного мозга, полинейропатию, панкреатит). Эти эффекты НИОТ обусловлены токсическим действием на митохондрии. Встраивание «дефектных» нуклеозидов нарушает метаболизм митохондрий, и они разрушаются.

Ученые из нескольких факультетов Йельского университета поставили задачу создать новые эффективные препараты НИОТ. Специалисты использовали самые современные методы вычислительной химии, такие как молекулярный дизайн и структурно-ориентированный дизайн лекарственных препаратов, чтобы до синтетических экспериментов представить свойство создаваемых препаратов.

Компьютерное моделирование молекул базируется на выводах теории возмущения свободной энергии, которая позволяет рассчитать изменения энергии молекулы при постепенном изменении моделируемой молекулы (например, замена одних групп атомов на другие) в ходе молекулярной динамики. Вычислительными способами ученые предсказали высокую антивирусную эффективность, а затем синтезировали диэфировые катехолы, а также провели клинические исследования веществ.

Эксперименты показали, что один из ряда синтезированных кандидатов в лекарства усиливает действие других препаратов НИОТ, нетоксичен для клеток и не имеет других побочных эффектов. Потенциальный препарат проявляет антивирусные свойства в чрезвычайно малых концентрациях, полностью подавляет вирусную нагрузку и предотвращает потери лимфоцитов, которые поражает ВИЧ.

Кроме того, постоянная концентрация наночастиц активного вещества поддерживалась в плазме крови почти три недели после введения препарата. По заявлению авторов, синтезируемое ими вещество способно стать эффективным препаратом преконтактной (то есть до возможного контакта с вирусом) профилактики, поскольку обладает длительной антивирусной активностью.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Ранее ученые из США создали вещество, которое активирует покоящиеся ВИЧ-инфицированные клетки. Такие клетки уже можно уничтожить вместе с вирусом.

У людей с биполярным расстройством высокая невротичность и недостает полезных микробов

Большое исследование команды ученых из США показало, что нет никакой единой причины, ведущей к развитию биполярного расстройства, но есть ряд факторов, объединяющих всех людей, страдающих им.

Биполярное аффективное расстройство (БАР), ранее известное также как маниакально-депрессивный психоз, достаточно распространенное психическое заболевание. По некоторым данным им страдает 5—8 человек из тысячи. О причинах расстройства среди психиатров нет единого мнения. Новое исследование американских ученых позволяет говорить о том, что не существует какой-то одной конкретной причины, но есть несколько факторов, объединяющих всех людей с биполярным расстройством.

Ученые представили результаты более чем десятилетнего наблюдения за 730 больными с диагностированным биполярным расстройством и еще за 270 людьми — без него, в качестве контрольной группы. За это время участников исследования изучили всесторонне: с точки зрения генетики, эмоциональных особенностей, жизненного опыта, истории болезни, особенностей питания, сна, характеристик мышления и так далее.

В частности, ученым удалось найти следующие основные особенности людей, страдающих биполярным расстройством, по сравнению со здоровыми людьми из контрольной группы.:

• В 3,5 раза чаще люди с БАР страдают также мигренями. Чаще у них встречаются и тревожные расстройства, алкоголизм, расстройства пищевого поведения и метаболический синдром. [ ... ]

Составлена трехступенчатая схема регулирования пересадки кала

Американские ученые предложили свой взгляд на политику регулирования процесса фекальной трансплантации для лечения псевдомембранозного колита. Она должна сочетать в себе безопасность, эффективность и доступность лечения.

Фекальная трансплантация — не вполне обычная операция, которая набирает все большую популярность для лечения различных заболеваний желудочно-кишечного тракта и даже болезни Паркинсона. Она предполагает забор биоматериала — а именно, образцов кала — у здоровых доноров и его «пересадку» больному для нормализации состава его кишечной микробиоты.

В большинстве случаев применение фекальной трансплантации производится в качестве экспериментального метода лечения, однако для лечения псевдомембранозного энтероколита, вызванного бактерией Clostridium difficile, эта операция является стандартным подходом для предотвращения рецидивов. Тем не менее до сих пор нет единого мнения относительно регулирования фекальной трансплантации.

В 2016 году американcкое агентство FDA (Food and Drug Administration) опубликовало проект руководства, согласно которому образцы кала, которые пациент получает из специального банка или непосредственно от донора, должны проходить программу IND (Investigational New Drug), разработанную для клинических исследований экспериментальных лекарств. Однако этот подход подвергся критике, поскольку создает больше препятствий и затрат, нежели приносит пользы. Трудность в применении IND для образцов «хорошего» кала состоит в том, что они слишком не похожи на обычные препараты: каждый «продукт» имеет уникальный состав, который постоянно меняется. Кроме того, многие виды бактерий, составляющих микробиоту кишечника, крайне трудно культивировать in vitro. В связи с этим некоторые специалисты предлагают рассматривать образцы кала для трансплантации скорее как донорскую ткань, нежели лекарство, и соответственно регулировать подобные операции.

Авторы новой работы объединили описанные выше мнения, составив трехступенчатую схему регулирования. Согласно этому подходу, разрешение на операции по пересадке кала при лечении псевдомембранозного энтероколита можно будет получить по упрощенной схеме. Регулировать поступление образцов кала в централизованные банки ученые предлагают по тем же критериям, которые проходят донорские ткани или клетки. А вот для лекарственных препаратов на основе кала — к примеру, со слегка измененным микробным составом — авторы работы предлагают применять адаптированные требования IND. [ ... ]

У антицитокиновой терапии нашли новый побочный эффект

Канадско-российская группа ученых обнаружила, что фактор некроза опухоли участвует в поддержании нормального кровяного давления и здоровья сердца. Подавление этого цитокина при лечении аутоиммунных заболеваний стоит рассматривать с осторожностью.

Небольшие пептидные молекулы цитокинов используются для межклеточных коммуникаций. Они могут запускать воспалительный ответ и сдерживать развитие воспаления, регулировать иммунитет. Так, один из цитокинов, фактор некроза опухоли (Tumor Necrosis Factor, TNF), стимулирует воспаление и играет большую роль в защите от внутриклеточных паразитов, включая вирусы.

Нарушение в работе TNF наблюдается при целом ряде заболеваний, в том числе аутоиммунных, таких как псориаз. В этих случаях больным могут назначать антицитокиновую терапию: существуют и препараты-антагонисты TNF, блокирующие его связывание рецепторами клеток, и вещества, напрямую снижающие его количество в организме. Однако такое лечение может иметь прежде неизвестные побочные эффекты, на которые указывает новая работа биологов из Канады и России.

Ученые использовали уникальную линию лабораторных мышей, которые были модифицированы именно для того, чтобы стать подходящими модельными организмами в исследованиях TNF. Манипулируя их геномом, авторы избирательно удалили ген TNF из клеток гладкой мускулатуры животных, показав, что это ведет к снижению давления в периферических сосудах на 20%. Падение артериального давления сопровождалось увеличением пульса, так что минутный объем кровообращения повысился на 16 процентов, говорится в сообщении МГУ.

Аналогичный эффект оказывало и применение на животных этанерцепта — известного ингибитора TNF, а также прием того же препарата другими млекопитающими, включая человека. Все это позволило ученым предположить о существовании у TNF еще одной функции — регуляции кровообращения. [ ... ]