Российские ученые научились бороться с вредной пылью ультразвуком

Ученые из Института проблем химико-энергетических технологий СО РАН (Бийск) разработали метод, позволяющий бороться с опасной для здоровья пылью на производствах, стройках и в научных лабораториях. Новая технология поможет осаждать вредную пыль с помощью ультразвуковых волн и дополнительной дисперсной фазы.
Разработанный учеными способ может применяться на любом производстве, где есть аэрозольные загрязнения частицами вплоть до субмикронных размеров, уточняет портал «Наука в Сибири». Химический состав пыли не имеет значения: это могут быть мельчайшие частицы, образующиеся при работе с краской, цементом, углем и мукой.

Ученые усовершенствовали известный способ по осаждению вредных фракций с помощью ультразвуковой коагуляции — физико-химического процесса укрупнения частиц. Новшество технологии в том, что в существующую дисперсную среду с помощью ультразвукового ингалятора вводится жидкокапельный аэрозоль — как правило, обычная вода. Это позволяет намного быстрее и эффективнее осаждать загрязнения размерами около микрона и меньше.

Ультразвуковое излучение обладает двойным эффектом: с одной стороны, оно создает акустический ветер и сдувает мелкую пыль, а с другой — «сгоняет» частицы в области пучностей волн, где фракции быстро слипаются, становятся большими, тяжелыми и выпадают в осадок.

Начиная с 2013 года специалисты провели ряд экспериментов с разными модельными средами и условиями, изменяя влажность и температуру. Выяснилось, что ограничений по использованию метода нет, если только вредный порошок от взаимодействия с жидкостью не становится токсичнее. В работе использовался специальный лазерный измерительный комплекс, также разработанный учеными.

В ближайших планах исследователей, которые работают по гранту Российского фонда фундаментальных исследований, — создание легко устанавливаемых и настраиваемых устройств ультразвукового излучения и распыления жидкости. К настоящему времени уже созданы лабораторные образцы.

Недавно российские физики разработали еще одну технологию, которая с помощью электростатических зондов позволяет удалять металлическую пыль из термоядерных установок.