Российскую Северную Азию назвали островом генетической стабильности

Ее коренное население за последние тысячи лет изменилось очень слабо, что указывает на отсутствие крупных войн и миграций.

Российские ученые из нескольких университетов и научных институтов совместно с коллегами из-за рубежа проанализировали митохондриальные (передающиеcя по женской линии) геномы десятков жителей Северной Азии. В результате им удалось выяснить, что в отличие от Европы крупных генетических изменений в этом регионе не было. В то же время там по не вполне ясным причинам около семи тысяч лет назад, вероятно, произошло сокращение численности населения. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

Авторы работы проанализировали митохондриальные геномы, полученные из останков 41 человека, жившего 13 790—1380 лет назад от Прибайкалья до районов к северу от Магадана. Оказалось, что их геномы сравнительно близки с геномами коренного населения этих регионов сегодня. Таким образом, в отличие от Европы здесь не было масштабного вытеснения пришельцами местного населения вплоть до новой и новейшей истории. Хотя около двух-трех тысяч лет назад в Прибайкалье и прибыли представители других народов, слегка изменившие местный генофонд, общего замещения населения, как в Европе бронзового века, здесь так и не случилось.

В то же время, несмотря на умеренный масштаб миграций, определенная динамика наличествовала и здесь. Около семи тысяч лет назад размер способной к репродукции женской части популяции в Северной Азии почему-то упал. Одним генетическим дрейфом это объяснить сложно, видимо, в этот процесс могли быть вовлечены и иные внешние факторы.

Исследователи отмечают, что климатическое моделирование указывает на то, что температурные колебания около шести-семи тысяч лет назад могли привести к коллапсу ряда речных экосистем Северной Азии, в том числе в окрестностях Байкала. Для него характерно снижение температур и уменьшение количества осадков. В теории такие события могли резко сократить биопродуктивность водоемов, а в этой части мира именно рыба была основой белковой диеты местного населения.