Российскую Северную Азию назвали островом генетической стабильности

Ее коренное население за последние тысячи лет изменилось очень слабо, что указывает на отсутствие крупных войн и миграций.

Российские ученые из нескольких университетов и научных институтов совместно с коллегами из-за рубежа проанализировали митохондриальные (передающиеcя по женской линии) геномы десятков жителей Северной Азии. В результате им удалось выяснить, что в отличие от Европы крупных генетических изменений в этом регионе не было. В то же время там по не вполне ясным причинам около семи тысяч лет назад, вероятно, произошло сокращение численности населения. Соответствующая статья опубликована в Scientific Reports.

Авторы работы проанализировали митохондриальные геномы, полученные из останков 41 человека, жившего 13 790—1380 лет назад от Прибайкалья до районов к северу от Магадана. Оказалось, что их геномы сравнительно близки с геномами коренного населения этих регионов сегодня. Таким образом, в отличие от Европы здесь не было масштабного вытеснения пришельцами местного населения вплоть до новой и новейшей истории. Хотя около двух-трех тысяч лет назад в Прибайкалье и прибыли представители других народов, слегка изменившие местный генофонд, общего замещения населения, как в Европе бронзового века, здесь так и не случилось.

В то же время, несмотря на умеренный масштаб миграций, определенная динамика наличествовала и здесь. Около семи тысяч лет назад размер способной к репродукции женской части популяции в Северной Азии почему-то упал. Одним генетическим дрейфом это объяснить сложно, видимо, в этот процесс могли быть вовлечены и иные внешние факторы.

Исследователи отмечают, что климатическое моделирование указывает на то, что температурные колебания около шести-семи тысяч лет назад могли привести к коллапсу ряда речных экосистем Северной Азии, в том числе в окрестностях Байкала. Для него характерно снижение температур и уменьшение количества осадков. В теории такие события могли резко сократить биопродуктивность водоемов, а в этой части мира именно рыба была основой белковой диеты местного населения.

Физики объяснили происхождение солнечных торнадо

Именно эти процессы во многом отвечают за «космическую погоду» внутри гелиосферы нашего светила.

Ученые из Института физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН совместно с коллегами из Канады (А. Смоляков), Великобритании (В. Федун, Г. Верт) и США (В. Хортон) разработали новую модель квазистационарных торнадо в солнечной короне. Она позволяет понять, за счет чего возможно образование таких устойчивых вихрей в солнечной короне, а также смоделировать их жизненный цикл, сообщает сайт института.

Традиционно большой проблемой в физике Солнца является изучение механизмов переноса энергии от видимой поверхности звезды (фотосферы) в ее корону. Если фотосфера нагрета лишь до нескольких тысяч градусов по Цельсию, то корона — уже до более чем миллиона (отдельные части — до десяти миллионов градусов), и с увеличением расстояния эта температура повышается.

Из наблюдений ясно, что значительную роль в этом играют солнечные торнадо — крупные структуры из разогретой плазмы, образующие нечто, по внешнему виду отдаленно похожее на земные смерчи. Однако их природа обусловлена магнитными полями, а не взаимодействием потоков воздуха. Плазма солнечной короны состоит из ионизированных частиц и потому сравнительно электропроводна. Когда через нее проходят линии изменяющегося магнитного поля, плазма может начать двигаться, что и служит причиной появления солнечных торнадо.

Однако до недавнего времени существовали только самые общие представления о том, как именно образуются плазменные вихри такого рода. Авторы новой работы предложили новую модель, описывающую плазму, из которой формируются солнечные торнадо, упрощенным образом — как несжимаемый идеальный плазменный вихрь с «закрученными» (по спирали, из-за возмущений в солнечной магнитосфере) магнитными полями, текущими в соответствии с уравнениями равновесия магнитогидродинамики. [ ... ]

Российские экологи оценили количество радиоактивного газа радона в школах и детсадах

Иногда конструкция здания ведет к его избыточному накоплению.

Ученые из Института промышленной экологии Уральского отделения Российской академии наук дали глобальную оценку содержанию радиоактивного газа радона в воздухе школ и детских садов разных стран мира. В статье, опубликованной журналом Radiation Protection Dosimetry, они отмечают, что в целом он остается на безопасном уровне, хотя некоторые особенности конструкции зданий и работы детских учреждений ведут к небольшому избыточному накоплению радиоактивного газа.

Радон не имеет стабильных изотопов, его ядра распадаются максимум за несколько суток, создавая опасную для здоровья излучение. Несмотря на нестабильность атомов, их запас в окружающей среде постоянно пополняется за счет ядерных реакций урана и тория в недрах Земли. Инертный газ проникает в воду и воздух, служа одним из основных источников естественной фоновой радиации, впрочем вполне безопасной.

Однако в помещениях радон может накапливаться из-за особенностей расположения здания, его конструкции, использованных материалов, водоснабжения, вентиляции и т.п. «Детские учреждения (и школы, и сады) обычно находятся в отдельных одно-, трехэтажных больших зданиях, специально построенных или реконструированных для этих целей, — пишут Михаил Жуковский и его коллеги из ИПЭ УрО РАН. — В них используются более мощные системы отопления и вентиляции».

Вместе с тем потоки поднимающегося от грунта радона могут меняться на протяжении суток, так что контролирующие замеры не всегда дают корректный результат — и для садов, и для школ, работающих в рамках собственного расписания. Кроме того, авторы отмечают, что широкое исследование концентрации радона в воздухе детских заведений до сих пор не проводилось. Поэтому они собрали и проанализировали результаты в общей сложности 63 региональных исследований, в основном европейских. [ ... ]

Итальянцы строили русские храмы уже в XII веке

Археологи узнали, откуда именно прибыли итальянские мастера, построившие церковь Рождества Богородицы во Владимирском княжестве.

Ученые из Института археологии РАН при содействии Владимиро-Суздальского музея-заповедника завершили раскопки в церкви Рождества Богородицы XII века в Боголюбово (Владимирская область). Новые данные показали, что в складывании владимиро-суздальской архитектуры большую роль сыграли мастера из Северной Италии. Об этом сообщает поступивший в редакцию пресс-релиз Института археологии РАН.

Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, в 1157 году стал великим князем Владимирским. При нем Владимиро-Суздальская земля стала сильнейшим русским княжеством, в котором шло крайне интенсивное строительство. Он же перенес так называемую Владимирскую икону Божьей Матери из Киева во владимирскую землю. Предание утверждает, что во время путешествия князя с чудотворной иконой произошло чудо: лошади встали и их нельзя было сдвинуть. Князь Андрей Юрьевич начал молиться, и ему явилась Богородица, повелевшая оставить ее образ во Владимире. В историографии принято считать эту легенду попыткой обоснования переноса важнейшей святыни из былого центра Руси в новый, которым Андрей Боголюбский хотел сделать Владимиро-Суздальскую землю.

Согласно преданию, на месте чуда князь Андрей основал город, который стал его резиденцией и получил название Боголюбово, а сам князь — прозвище Боголюбский. Там же был, примерно в 1150-х годах, построен и Храм Рождества Богородицы, игравший важную роль в складывании Северо-Восточной Руси в качестве нового центра силы в политическом ландшафте страны.

С 2015 года сотрудники Института археологии раскапывали ранее неизвестные части этой постройки, среди которых — северный портал, основание угловой колонки лестничной башни, а также обследовали ленточные фундаменты внутри храма и сделали обмер основания круглого подкупольного столба. Эти исследования дали новый взгляд на архитектуру Боголюбова: выяснилось, что северный портал был похожим на западный и южный, однако у колонок лестничной башни были базы с так называемыми «когтями» (или «листьями»), но не было профилированного цоколя. При этом цоколь храма, одинаковый на западном и северном фасадах, имел сложные обломы. [ ... ]