Российско-европейский космический аппарат разрешит метановую загадку Марса

Возможно, это позволит ответить на вопрос, существует ли жизнь на Красной планете.

Trace Gas Orbiter вышел на режим работы, позволяющий ему эффективно собирать информацию о марсианском метане — газе, происхождение которого до сих пор не установлено. По одной из гипотез, он вырабатывается местными микроорганизмами. Если это так, то текущие наблюдения Trace Gas Orbiter могут впервые предоставить свидетельства наличия на Красной планете жизни. О происходящем пишет Nature News.

Trace Gas Orbiter (TGO) — искусственный спутник Марса, оснащенный четырьмя приборами для наблюдения за его поверхностью. Он был запущен в 2016 году в рамках российско-европейского проекта «ЭкзоМарс», а точнее — его первого этапа. Два из четырех приборов для наблюдения за Красной планетой созданы в России, остальные два — в ЕС. И хотя TGO уже довольно давно вышел на орбиту вокруг Марса, у него ушел примерно год на то, чтобы достичь орбитальных параметров, которые позволят ему эффективно отслеживать в марсианской атмосфере следы газов, в первую очередь метана.

Важность этих наблюдений в том, что на Земле не менее 95 процентов метана в атмосфере — биогенного происхождения. Однажды выработанный микроорганизмами, метан не может долго оставаться в атмосфере без биогенного «пополнения» — ультрафиолет быстро расщепляет его на составные части. На Красной планете озонового слоя нет, а значит, метан должен распадаться еще быстрее. Однако зонды постоянно регистрируют его наличие на Марсе. Отсюда следует, что «запасы» метана постоянно каким-то образом пополняются.

Если марсианский метан биогенный, то на Красной планете все еще есть жизнь. Поэтому открытие небольших количеств метана на Марсе сразу вызвало предположение о том, что он является индикатором местной микрофлоры. В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что марсианский метан появляется и исчезает очень быстрыми всплесками. Например, американский марсоход «Кьюриосити» зарегистрировал в окружающей его атмосфере метан в концентрации семь частей на миллиард (по массе). Обычно метана в марсианской атмосфере 0,5 частей на миллиард. Однако почти сразу после этого всплеска марсоход вообще потерял следы метана.

Известные неорганические факторы, типичные для поверхности Марса, теоретически не могли бы так быстро ликвидировать следы метана — ультрафиолет не разрушает его молекулы так быстро. Соответственно, среди исследователей возникло подозрение, что марсианский метан не только может вырабатываться микроорганизмами, но и поглощается другими их видами. Сходная ситуация наблюдается и на Земле, где одни организмы являются метаногенами, а другие — метанотрофами, питающимися за счет расщепления метана, наработанного другими видами.

Trace Gas Orbiter уникален тем, что это единственный земной аппарат в окрестностях Марса, обладающий аппаратурой, способной отслеживать ничтожные примеси этого газа. Более того, он отслеживает как раз те районы, где уже фиксировались загадочные всплески метана. В земных условиях «микробный» метан появляется не один, а в сопровождении этана (C2H6) и пропана (C3H8). А вот абиогенный, «вулканический» метан — в сопровождении диоксида серы (SO2).

Впрочем, далеко не факт, что марсианский абиогенный метан тоже вулканический — на поверхности Красной планеты практически нет следов текущего вулканизма. Вполне возможно, что абиогенный метан там вырабатывается при контакте жидкой воды с оливином или другими минералами, способными произвести водород. В результате серии последующих реакций водород может дать следы метана.

Научные приборы NOMAD (ЕС) и Atmospheric Chemistry Suite (Россия) содержат несколько инфракрасных спектрометров разного диапазона, способных отслеживать следы различных газов в атмосфере Марса вплоть до концентраций одна часть на миллиард. А следы метана они могут «почувствовать» вплоть до крайне малых концентраций — в одну часть на пятьдесят миллиардов. Все это позволяет надеяться, что наконец ученым удастся решить вопрос происхождения метана на Марсе и установить, не является ли он признаком жизни.