Российский палеонтолог приехал с грантом из Зеленой реки

Таракан Grant viridifluvius всю жизнь прикидывался муравьем, чтобы его никто не трогал.

Даниил Аристов из Лаборатории артропод Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН и его коллеги из Японии, Чехии, Словакии, Китая и нескольких других стран описали несколько древних видов тараканов, найденных в отложениях формации Грин Ривер (США), формации Крато (Бразилия) и бирманском янтаре. Всех исследованных насекомых объединяет то, что они маскировались под своих опасных сородичей — муравьев, ос и пчел. Российскому ученому принадлежит находка Grant viridifluvius — таракана, названного в честь формы материальной поддержки ученых и по внешнему виду весьма походившего на муравья. Научная статья о доисторических тараканах-подражателях опубликована в журнале Biologia.

Всего в статье упомянуто восемь видов тараканов, но только Grant viridifluvius описан впервые (остальные были открыты в последние несколько лет). Все они принадлежат к группе алиеноптер — дословно «чужекрылых»: первая пара крыльев у них короткая, но плотная и прикрывает заднюю пару крыльев. Различные исследователи рассматривают ее либо как отряд Alienoptera, наиболее близкий к тараканам и богомолам, либо как семейство Alienopteridae отряда тараканов Blattaria. В любом случае алиеноптеры — одни из немногих тараканоподобных, переживших мел-палеогеновое вымирание, в ходе которого, как широко известно, завершили свое существование динозавры.

Таракан Grant viridifluvius — наиболее молодой из восьми описанных в работе видов. Его Даниил Аристов обнаружил в формации Грин-Ривер (дословно «зеленая река», что по-латыни звучит как fluvius viridis, отсюда и видовое название насекомого). Ее отложения относятся к эпохе эоцена (56—34 миллиона лет назад). Возраст насекомого оценили в 47 миллионов лет, то есть грант видел ранних непарнокопытных и насекомоядных. Двухсантиметровый Grant viridifluvius мимикрировал под муравья — имел столь же изящное тело, перетяжку между грудью и брюшком и длинные ноги. Это было выгодно, так как жалящее перепончатокрылое такого размера способно серьезно навредить пожелавшему его съесть хищнику укусом или мощной струей едкой муравьиной кислоты.

Помимо Grant viridifluvius из описанных в статье тараканов подражал внешности муравьев Teyia branislav — алиеноптер, обнаруженный в бирманском янтаре. Он примерно в два раза старше гранта, а значит, жил в меловой период. Получается, что уже тогда муравьи были достаточно влиятельными компонентами природных сообществ, что их имело смысл имитировать. В целом изучение тараканов-подражателей помогает раскрывать экологические роли тех, под кого они подделывались.

И Grant viridifluvius, и Teyia branislav, и другие упомянутые в работе древние алиеноптеры демонстрируют так называемую бейтсовскую мимикрию — подражание безобидных видов хищным или ядовитым. В настоящее время этот вид мимикрии широко распространен в том числе среди насекомых (но, что интересно, не у тараканов!), но его ранняя эволюция плохо понятна. Изучение доисторических тараканов-притворщиков поможет пролить на нее свет.