Российский палеонтолог поставил под вопрос прародину уникальных однопалых динозавров

Новые находки костей альваресзаврида в Узбекистане свидетельствуют, что эти динозавры одновременно жили в Гондване и Лавразии.

Александр Аверьянов из Зоологического института РАН совместно с коллегой из Национального музея естественной истории США обнаружили среди находок в узбекской пустыне Кызылкум несколько характерных костей альваресзаврида. Это был небольшой динозавр с довольно экзотическими однопалыми верхними конечностями.

До сих пор считалось, что альваресзавриды появились в Северном полушарии позже, чем показывает возраст новой находки. Палеонтологи даже предполагают, что на основе полученных ими новых данных родину этих динозавров можно перенести из южной Гондваны в северную Лавразию.

Альваресзавриды — динозавры из клады манирапторов, теплокровных и покрытых перьями. В отличие от других групп динозавров, к манирапторам относятся и птицы. Альваресзавриды интересны тем, что они чуть ближе птиц к основанию генеалогического древа манирапторов, и поэтому могут прояснить успешную эволюцию этого класса, численность видов в котором сегодня превышает 10 000 (больше, чем видов млекопитающих).

Исследователи изучили останки, найденные в ходе более ранних раскопок в Узбекистане. При этом они обнаружили семь костей, имеющих форму, которая не повторяется более ни у каких известных существ, кроме альваресзавридов. Среди них — позвонки, пястные кости, одна кость фаланги, с характерным крупным когтем на ее конце. Такая кость типична для этих уникальных однопалых существ — больше однопалых животных за всю историю Земли не было. Из-за малого количества находок не удалось выяснить, к какому именно виду альваресзавридов относилась данная особь или хотя бы каким был ее размер.

Стандартный альваресзаврид был невелик, редко больше человека. Однако, как и большинство манирапторов, он должен был быть весьма подвижен и опасен. Во времена динозавров все млекопитающие, в том числе и тех же размеров, что альваресзавриды, вели исключительно ночной образ жизни и перешли к дневному только после вымирания динозавров. Альваресзавриды вели, по всей видимости, дневной образ жизни, то есть могли противостоять угрозам со стороны более крупных родственников, динозавров.

Находки датированы 90—93 миллионами лет назад (по возрасту слоев, в которых были найдены). До сих пор древнейшие известные находки альваресзавридов, даже из Южного полушария, датировались 90—99 миллионами лет назад. Согласно новой работе, время появления динозавров этого типа в Северном и Южном полушариях оказалось крайне близким. Это означает, что они могли возникнуть на севере нашей планеты, а не на юге, как считалось ранее.

Статья о находке опубликована в журнале PLOS ONE.

Ранее ученые выяснили, кто был переходным звеном между хищными и травоядными динозаврами.