Российский палеонтолог поставил под вопрос прародину уникальных однопалых динозавров

Новые находки костей альваресзаврида в Узбекистане свидетельствуют, что эти динозавры одновременно жили в Гондване и Лавразии.

Александр Аверьянов из Зоологического института РАН совместно с коллегой из Национального музея естественной истории США обнаружили среди находок в узбекской пустыне Кызылкум несколько характерных костей альваресзаврида. Это был небольшой динозавр с довольно экзотическими однопалыми верхними конечностями.

До сих пор считалось, что альваресзавриды появились в Северном полушарии позже, чем показывает возраст новой находки. Палеонтологи даже предполагают, что на основе полученных ими новых данных родину этих динозавров можно перенести из южной Гондваны в северную Лавразию.

Альваресзавриды — динозавры из клады манирапторов, теплокровных и покрытых перьями. В отличие от других групп динозавров, к манирапторам относятся и птицы. Альваресзавриды интересны тем, что они чуть ближе птиц к основанию генеалогического древа манирапторов, и поэтому могут прояснить успешную эволюцию этого класса, численность видов в котором сегодня превышает 10 000 (больше, чем видов млекопитающих).

Исследователи изучили останки, найденные в ходе более ранних раскопок в Узбекистане. При этом они обнаружили семь костей, имеющих форму, которая не повторяется более ни у каких известных существ, кроме альваресзавридов. Среди них — позвонки, пястные кости, одна кость фаланги, с характерным крупным когтем на ее конце. Такая кость типична для этих уникальных однопалых существ — больше однопалых животных за всю историю Земли не было. Из-за малого количества находок не удалось выяснить, к какому именно виду альваресзавридов относилась данная особь или хотя бы каким был ее размер.

Стандартный альваресзаврид был невелик, редко больше человека. Однако, как и большинство манирапторов, он должен был быть весьма подвижен и опасен. Во времена динозавров все млекопитающие, в том числе и тех же размеров, что альваресзавриды, вели исключительно ночной образ жизни и перешли к дневному только после вымирания динозавров. Альваресзавриды вели, по всей видимости, дневной образ жизни, то есть могли противостоять угрозам со стороны более крупных родственников, динозавров.

Находки датированы 90—93 миллионами лет назад (по возрасту слоев, в которых были найдены). До сих пор древнейшие известные находки альваресзавридов, даже из Южного полушария, датировались 90—99 миллионами лет назад. Согласно новой работе, время появления динозавров этого типа в Северном и Южном полушариях оказалось крайне близким. Это означает, что они могли возникнуть на севере нашей планеты, а не на юге, как считалось ранее.

Статья о находке опубликована в журнале PLOS ONE.

Ранее ученые выяснили, кто был переходным звеном между хищными и травоядными динозаврами.

Динозавры не пускали млекопитающих на дневной свет

Ученые из Израиля и Великобритании пришли к выводу, что древнейшие млекопитающие — ровесники динозавров — вели ночной образ жизни и перешли к дневной активности только после вымирания динозавров.

По словам ученых, точно установить, днем или ночью жило то или иное вымершее животное, по окаменелости трудно, потому что некоторые современные звери с признаками ночного обитателя активнее как раз днем. Поэтому исследователи из Тель-Авивского университета и Университетского колледжа Лондона провели анализ родословных современных млекопитающих.

Ученые проанализировали филогенетические («семейные») древа 2415 видов, живущих сейчас, чтобы попробовать восстановить по поведению современных животных суточный режим их предков. Анализ показал, что скорее всего все первые млекопитающие были ночными животными, с небольшой вероятностью одинаковой активности в любое время суток. Только в конце мелового периода появились млекопитающие, которые перешли целиком на дневной образ жизни, — это были приматы, грызуны и предки китов.

Верность оценки подтверждает и строение глаз млекопитающих: они по большей части уступают в качестве зрения рептилиям и птицам. У большинства млекопитающих анатомические особенности глаз выдают адаптацию к недостатку света. Например, почти у всех млекопитающих (кроме сухоносых обезьян) отсутствует центральная ямка — участок сетчатки с самой большой концентрацией колбочек, то есть рецепторов, которые обеспечивают цветное зрение. Зато у млекопитающих, по сравнению с рептилиями и птицами, больше палочек — рецепторов, которые более светочувствительны (позволяют улавливать даже отдельные фотоны).

Кроме того, у млекопитающих выдающиеся способности в осязании, обонянии и слухе, что скорее всего появилось как компенсация недостатка зрения. Все это, по мнению авторов исследования, говорит о «бутылочном горлышке» ночного образа жизни, через которое прошли предки млекопитающих: выжили в мезозое только те, кто мог искать пропитание по ночам, полагаясь не столько на зрение, сколько на слух, нюх и чуткость вибрисс. [ ... ]

Найдены останки самых древних предков современных плацентарных

Английские палеонтологи из Университета Портсмута обнаружили останки млекопитающих, живших на Земле около 145 млн лет назад, — самых древних из известных на сегодня предков всех плацентарных млекопитающих.

Млекопитающие — класс позвоночных животных, появившийся на Земле около 200 млн лет назад. Как сегодня считается, предками млекопитающих были цинодонты — зверозубые ящеры, похожие на современных игуан. В процессе эволюции у цинодонтов ускорялся метаболизм, появилась регуляция температуры тела, изменилось строение тела (появились, например, молочные железы). Как считалось до недавнего времени, первые млекопитающие, имевшие плаценту и рожавшие довольно развитых детенышей, появились лишь незадолго до вымирания динозавров во время массового мел-палеогенового вымирания, около 69 млн лет назад. И лишь полное вымирание динозавров позволило нашим давним предкам выйти из «тени», резко увеличив свою численность и разнообразие видов.

Новая находка английских исследователей позволяет по-новому взглянуть на эволюцию млекопитающих. На Юрском побережье на юге Англии, в осадочных породах времен мезозойской эры (триасового, юрского и мелового периодов) один из студентов Университета Портсмута нашел два зуба, принадлежавших неизвестным ранее животным. Эти зубы были молярами (т.е. коренными зубами) с обломанными корнями и имели весьма развитое с эволюционной точки зрения строение, характерное для современных млекопитающих. Как говорят ученые, маленький зуб принадлежал, вероятно, насекомоядному животному, а второй, чуть побольше, — питавшемуся растениями. Оба зуба были значительно изношены, что указывает на уже довольно «пожилой» возраст их хозяев.

Найденные на Юрском побережье зубы под микроскопом. Фото: University of Portsmouth

После тщательного анализа находок ученые пришли к выводу, что найденные зубы принадлежали самым ранним предкам современных плацентарных млекопитающих. И обитали они в этой местности около 145 млн лет назад. Ученые назвали древних животных Durlstotherium newmani и Durlstodon ensomi. До этой находки в эволюционной летописи млекопитающих не было доказательств столь раннего существования прямых предков всех современных млекопитающих, в том числе и человека. [ ... ]

У мамонтов нашли матриархат

Российские, шведские и голландские ученые сделали анализ ДНК останков мамонтов, найденных в Сибири, который показал, что в их обществе руководили самки, а самцы изгонялись.

Останки мамонтов найдены на всех континентах, кроме Австралии. Они появились на Земле около 2 млн лет назад и вымерли около 9 тыс. лет назад. Точная причина вымирания мамонтов остается неизвестной. По одной из версий, их погубили древние люди, охотившиеся на них. По другой гипотезе, более общепринятой в научном мире, мамонты вымерли из-за разнообразных изменений климата, повлиявших на их среду обитания.

До сегодняшнего дня зоологам было мало что известно о социальной структуре мамонтовых семейств. Чтобы восполнить этот пробел, команда ученых провела исследование ДНК, взятой из костей, зубов и бивней 98 шерстистых мамонтов, живших на территории Сибири, где они появились около 300 тыс. лет назад и затем распространились по Европе и Америке. Анализ ДНК показал, что самцы составляли 69% всех погибших животных. Такой перекос в половом различии найденных мамонтов ученые объяснили тем, что самцы чаще попадали в естественные ловушки (ямы, расщелины, болота), которые способствуют сохранению тела.

Почему же так происходило? «Мы выдвигаем гипотезу, что это является следствием социальной структуры у мамонтов, которая характеризовалась матриархальной иерархией и половой сегрегацией. Без опыта, связанного с проживанием в матриархальной семейной группе или в группе холостяков с опытным вожаком, молодые или одиночные самцы, по всей вероятности, чаще погибали в естественных ловушках, где они лучше сохранялись», — пишут авторы работы.

По мнению ученых, шерстистые мамонты жили так же, как и современные слоны: несколько самок и молодых самцов во главе с опытной взрослой самкой. Большая часть половозрелых самцов покидала такие сообщества. Ученые называют несколько причин такого строя: «В то время как передвижение самок ограничено присутствием потомства, самцы могут двигаться дальше в поисках пищи. Также самцы могли путешествовать на большие расстояния, ища готовых к спариванию самок и избегая агрессивных самцов». [ ... ]