Российские астрономы заявили о начале нового цикла солнечной активности

На Солнце появились области магнитного поля иной направленности.

Ученые из Лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института им. П.Н. Лебедева РАН (ФИАН) зафиксировали на звезде области с магнитным полем иной направленности, отличающейся от той, которая была последние 11 лет. По мнению астрофизиков, это свидетельствует о приближении нового цикла солнечной активности. Об этом сообщает сайт лаборатории.

Активность Солнца меняется с определенной периодичностью под влиянием магнитного поля звезды. Эти периоды называются солнечными циклами. Изменение магнитного поля Солнца связано с динамо-механизмом, или солнечным динамо. В ходе цикла линии магнитного поля меняют свои направления: сначала они располагаются вдоль меридианов, а при достижении максимума активности сменяются направленными вдоль параллелей. В этот период число пятен на звезде достигает максимума. Затем вновь линии возвращаются в «вертикальное» положение, однако противоположное по направлению начальному. Весь процесс занимает около 11 лет, поэтому и получил название 11-летнего солнечного цикла. А поскольку в минимуме солнечного цикла глобальное магнитное поле звезды меняет свое направление, для его возврата в начальное положение необходимо, чтобы прошел 22-летний цикл.

В России ведущим центром изучения солнечной активности является Лаборатория рентгеновской астрономии Солнца. Ее сотрудники ведут мониторинг и анализ солнечной активности при помощи разработанного в лаборатории комплекса космических телескопов ТЕСИС. Эта аппаратура установлена на борту российского спутника КОРОНАС-ФОТОН, запущенного в 2009 году с космодрома Плесецк. Благодаря ТЕСИС ученые получили более полумиллиона новых изображений солнечной короны, солнечных вспышек, выбросов корональной массы и иных явлений.

Так, 8 ноября при помощи ТЕСИС ученые зарегистрировали на Солнце область магнитного поля иной направленности. Она появилась далеко от экватора и просуществовала около суток. Затем 17 ноября примерно на тех же широтах появился новый магнитный поток такой же направленности, как и 8 ноября. Сейчас он уже почти разрушен, но его следы еще видны на диске Солнца.

Астрофизики связывают появление этих областей со скорым началом нового солнечного цикла. Магнитные поля на Солнце формируются на большой глубине и «всплывают» на поверхность очень медленно. Как правило, «первыми ласточками» нового цикла становятся такие небольшие магнитные острова, сумевшие прорвать толщу солнечной плазмы глубиной более 200 000 км.

После этого события могут начать развиваться по разным сценариям. Возможен медленный рост активности в течение  двух-трех лет. Но может быть и резкий подъем за полгода-год, после чего начнется серия вспышек — колоссальных выбросов энергии и повышения уровня рентгеновского и ультрафиолетового излучения Солнца. Когда поток высокоэнергетических частиц доходит до Земли, он может вызвать магнитные бури. Они, в свою очередь, могут привести к перегрузкам в электросистемах и нарушить радиосвязь.

Предсказания волн-убийц сделают оптическую связь надежнее

Новые формулы позволят лучше понять нелинейные оптические системы и волны, появляющиеся без ветра.

Международная группа ученых, среди которых были математики из Института теоретической физики им. Л.Д. Ландау, предложила новый простой и эффективный способ приближенно решать нелинейное уравнение Шредингера, предсказывая с его помощью появление аномально сильных волн «на ровном месте». Ученые рассчитывают, что их работа поможет лучше понять как гигантские волны-убийцы в океане, так и сходные процессы в оптоволоконной связи. Соответствующая статья опубликована в Physical Review X. [ ... ]

У Крымского моста нашли непаханую усадьбу боспорской знати

Земля над ней непригодна для сельского хозяйства, что обеспечило необычайно высокую сохранность памятника.

Крымская новостроечная экспедиция Института археологии РАН обнаружила в зоне будущего строительства железнодорожного подхода к Крымскому мосту, у села Октябрьское, античную усадьбу конца V — начала III века до нашей эры. Она принадлежала либо крупному аристократу Боспорского царства, либо даже члену правящей династии. Поселение исключительно хорошо сохранилось, потому что находится на территории, которая непригодна для земледелия. Об этом сообщается в пресс-релизе Института археологии, поступившем в редакцию «Чердака».

Боспорское царство — это сильное государство с «гибридной» культурой. Его основатели были тиранами греческого происхождения (род Археанакта, первого боспорского царя), объединившими греческие города-колонии вокруг Пантикапея (сегодняшней Керчи). Около 438 года до нашей эры к власти пришла династия Спартокидов (фракийского происхождения, имя Спартока I близко к более позднему Спартаку, также фракийцу).

Политические традиции и материальная культура царства быстро стали смесью элементов, типичных для греческой тирании и варварских царств, окружавших со всех сторон Боспорское царство. Оно играло весьма значительную роль в истории античности. Половина хлеба, потребляемого Афинами и другими полисами Эллады, приходила именно с Боспора. Из Греции же в обратном направлении ввозились вина и керамика, которые частично перепродавались в Скифское царство, частично оседали в Боспорском. [ ... ]

Роскомнадзор начал блокировать Sci-Hub в России

У части российских пользователей интернета перестали открываться некоторые домены сервиса Sci-Hub, обеспечивающего пиратский доступ к научным статьям. Они заблокированы Роскомнадзором.

Блокировки производятся на основании определения Московского городского суда (не путать с решением) от 22 октября этого года. Истец — издательская компания Springer Nature, которая требует защитить свои авторские права на три научные публикации, вышедшие в Nature Reviews Cardiology (первая, вторая) и Nature Reviews Neuroscience (третья). Два года назад флагман издательства, журнал Nature, назвал Александру Элбакян, создательницу сервиса Sci-Hub, одной из десяти наиболее влиятельных людей в науке.

Сообщение о блокировке ресурса, которое уже получают некоторые российские пользователи при попытке обратиться к ресурсу sci-hub