Российские ученые впервые нашли бастарда неандертальца и денисовского человека

Данная находка указывает, что эти виды скрещивались не только с человеком современного типа, но и друг с другом, причем неоднократно.

Исследователи из Института археологии и этнографии СО РАН и Новосибирского государственного университета совместно с коллегами из Германии, Великобритании и Канады изучили ДНК из кости девочки-подростка, жившей на Алтае более 50 000 лет назад. Оказалось, что она была потомком двух разных видов древних людей — неандертальцев (Homo neanderthalensis) и денисовцев (Homo sapiens denisova). Эти родственники современного человека на сегодня вымерли, однако некоторое количество неандертальских генов есть у европеоидов и монголоидов, а денисовских — только у монголоидов. Все это свидетельствует о многочисленных случаях скрещивания разных видов людей в древности. Статья о необычной находке опубликована в Nature.

Авторы работы извлекли ДНК из кости, известной как денисовская-11. Она принадлежала девочке 13 лет от роду. Полученную последовательность генов сравнили с геномами из других костей алтайских неандертальцев и денисовцев (до сих пор представителей этого вида находили только на Алтае). Геном девочки по аллелям (различным формам одного и того же гена, расположенным на одинаковых участках гомологичных хромосом) на 42,4 процента совпал с геномом денисовца, а еще на 38,6 процента — с геномом неандертальца.

Интересно, что «неандертальские» аллели в ее геноме значительно больше похожи на аллели европейских неандертальцев — тех, что жили в пещере Виндия (современная Хорватия) примерно 40 000 лет назад, чем на аллели тех, чьи останки ранее находили на Алтае. Это указывает на возможность сравнительно быстрой миграции неандертальских предков девочки-подростка из Европы на Алтай. В этом случае они принадлежали к той группе неандертальцев, следы которых на Алтае до сих пор зафиксированы не были.

Не менее неожиданным оказалось и то, что денисовец, бывший отцом девочки, и сам нес в себе гены неандертальцев. Но в его роду гибридизация с этим видом случилась ориентировочно за 300—600 поколений до его рождения. К сожалению, длительность поколений для палеолита сейчас не вполне ясна, но приблизительно она составляет 25 лет. Таким образом, за 7,5—15,0 тысяч лет до скрещивания денисовца и женщины-неандертальца на Алтае произошло сходное спаривание особей двух видов.

Данный факт указывает на повторяющиеся эпизоды сближения представителей этих двух видов. Как правило, подобные события сопровождаются культурными контактами, в том числе переносом традиций изготовления орудий. Стоит отметить, что именно на Алтае — и пока только здесь — выявлено массовое изготовление неандертальцами орудий из кости. До недавних пор считалось, что неандертальцы не умели их делать в больших количествах.

Как уже писал «Чердак», современные люди, а точнее те из них, кто относится к монголоидам, также скрещивались с денисовцами два раза. Один раз гибридизация случилась с алтайскими денисовцами, другой — с какой-то другой группой людей данного вида. Поскольку факт двойной гибридизации был обнаружен генетическими методами (по следам в ДНК современных людей), а останки представителей второй группы денисовцев пока не найдены, понять, где случился второй эпизод скрещивания, пока не удается.

Портал «Чердак» проведет лучший научно-популярный фестиваль лета «Че Фест»

Он состоится 26 августа в Культурном центре ЗИЛ. Вход свободный.

Команда портала «Чердак» 26 августа в Культурном центре ЗИЛ проведет научно-популярный фестиваль «Че Фест», на котором выступят самые яркие и зажигательные популяризаторы науки, а гости смогут поставить настоящие эксперименты и первыми увидеть новый фильм от одного из лучших подводных фотографов мира Александра Семенова. Вход свободный.

«Мы не в первый и, держу пари, не в последний раз устраиваем научно-популярный фестиваль в последнее воскресенье августа. Уверен, что те несколько тысяч человек, которые отметят завершение летнего сезона посещением нашего фестиваля в Культурном центре ЗИЛ, останутся очень довольны — „Чердак“ сделал для этого все возможное», — сообщил руководитель портала Егор Быковский.

Гости праздника побывают на премьере фильма «Жизнь подо льдом» о суровом Белом море и его невероятных обитателях. Смогут посетить мастер-классы от «Умной Москвы» по физике, химии, медицине и научиться собирать катушки Теслы, синтезировать газы или удалять воспаленный аппендикс. Команда ArtNauka научит всех желающих рисовать с помощью центробежной силы и делать принты, используя поверхностное натяжение воды.

Посетителей фестиваля ждут кроманьонский человек из Тимирязевского музея и самые разнообразные насекомые из коллекций Дарвиновского музея, с которыми можно будет не только сфотографироваться, но и поиграть. А автор экспериментов для передачи «Галилео» Алексей Иванченко покажет оглушительные и жаркие опыты с огнем и взрывами. [ ... ]

Форму лица определяют мозг и обонятельные рецепторы

Эти структуры нервной системы таким образом создают себе защиту.

Исследователи из России (Первый МГМУ им. И.М. Сеченова), Швеции (Каролинский институт), Франции, Чехии, Австрии и США выяснили, что в ходе эмбрионального развития структуры головного мозга, включая обонятельный эпителий, влияют на образование хрящей носа, а они, в свою очередь, — на кости лицевого черепа. Регуляция роста костей и хрящей в этом случае обеспечивается белком Sonic Hedgehog, образующимся в нервной ткани. Научная статья опубликована в журнале eLIFE.

Череп млекопитающих — крайне сложная структура. Часть его костей образуется из древних хрящей, лежавших в основе челюстей и других отделов головы примитивных рыб. Часть представляет собой, по сути, окостеневшую кожу — дерму и т.д. Как развитие одних частей черепа координируется с формированием других, ясно далеко не до конца. Однако есть все основания полагать, что на образование костей черепа воздействуют структуры, находящиеся внутри него, — хрящи, органы чувств и головной мозг.

Известно, что при ахондроплазии — генетическом заболевании, когда нарушается способность длинных костей к росту, — страдают и лицевые хрящи, и соседствующие с ними кости. Также важно, что хрящи и кости лицевой части черепа, нервные клетки, гладкие мышцы и жировая ткань происходят из клеток одной и той же эмбриональной структуры — нервного гребня. Соответственно, все эти ткани могут влиять на формирование друг друга и это влияние будет особенно заметно при нарушении функций определенных генов.

Коллектив исследователей под руководством выходца из России Игоря Адамейко проверил, как связано развитие нервной ткани и хрящей черепа с формированием костей его лицевой части. Для этого ученые использовали мышей нескольких линий. У животных тем или иным образом, «выключая» различные гены, нарушали образование клеток хрящей лицевой части черепа на 13-й день эмбрионального развития, еще до начала формирования костной ткани. На 16-й и 17-й дни эмбрионального развития исследователи оценивали состояние и форму хрящей и костей лицевой части черепа зародышей мышей. [ ... ]

Лазерный обстрел в воздухе оказался перспективным способом изготовления наночастиц

Они могут пригодиться и в медицине, и в переработке нефти.

Ученые из Томского государственного университета и Института физики им. Л.В. Киренского Сибирского отделения РАН получили методом лазерной абляции в воздухе наночастицы железа, а также изучили их свойства с помощью рентгеновской дифракции. Как им удалось показать, данный способ получения наночастиц прост и эффективен, а итоговый продукт пригоден для использования в биомедицине и промышленном катализе. Соответствующая статья опубликована в Applied Surface Science.

В настоящее время получение наночастиц методом импульсной лазерной абляции (обстрелом «сырья» лазерными импульсами, создающими наночастицы нужных размеров) является одним из ведущих способов их получения, так как это довольно простой одностадийный метод, что выгодно отличает его от более сложных многостадийных. Однако пока импульсная лазерная абляция в основном применяется к «полуфабрикатам» будущих наночастиц, находящихся в жидкой среде. Очень часто это создает сложности: наночастицы приходится «вынимать» из жидкости, например с помощью ее выпаривания. Такие дополнительные процедуры изъятия наночастиц нередко приводят к изменению их параметров, что усложняет весь производственный процесс. Поэтому авторы новой работы решили получить наночастицы железа в воздушной среде, чтобы потом их было проще собрать и использовать в составе нужного нанокомпозита или коллоида.

Для формирования наночастиц использовался так называемый Nd: YAG лазер (белорусского производства) — твердотельный лазер с активной средой из алюмо-иттриевого граната (то, что в англоязычной литературе называют YAG, а в русской — Y3Al5O12), легированный ионами неодима. Длина волны, на которой работает такой лазер, — 1064 нанометра. Рабочая плотность обстрела мишени была выбрана в 400 мегаватт на квадратный сантиметр.

Мишень из железа размерами 40 на 40 на 5 миллиметров была размещена в цилиндрическом реакторе из кварцевого стекла с внутренним объемом в 565 кубических сантиметров, наполненном воздухом при обычном давлении. После обстрела материала мишени лазерными импульсами длительностью в 7 наносекунд и частотой 20 импульсов в секунду исследователи получили множество испарившихся в воздух камеры железных наночастиц. Большинство из них имело околосферическую форму и диаметр в 12−15 нанометров. Состав частиц варьировался: кроме магнетита среди них были и частицы из нитрида железа (за счет реакции части азота воздуха с чистым железом мишени). Все образовавшиеся наночастицы подвергли четырем последовательным обжигам — нагреву и последующему охлаждению. В ходе обжигов состав и кристаллическая структура наночастиц заметно изменились: из магнетита они превратились в гематит. [ ... ]