Российские ученые получили максимум информации о чернобыльских ликвидаторах

Правильно представленная, она позволит понизить градус истерии вокруг радиации.

Сотрудники обнинского ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр радиологии» им. А.Ф. Цыба описали составляемый ими Национальный радиационно-эпидемиологический регистр (НРЭР) — базу данных о состоянии здоровья людей, подвергшихся действию ионизирующего излучения. Авторы показывают, что на основе информации из НРЭР можно получить достоверные сведения о реальной опасности облучения. Научная статья опубликована в журнале Radiation Protection Dosimetry.

Действие ионизирующего излучения на живые организмы — одна из медицинских тем, вызывающих повышенный интерес у общества. Радиацию невозможно ощутить, поэтому связать ее с эффектами, которые она оказывает на живой организм, интуитивно непросто. Отсюда возникают мифы о степени опасности облучения: ее либо существенно завышают, либо, напротив, необоснованно игнорируют. Чтобы получить точные количественные данные о воздействии радиации на организм человека, в 1992 году российские исследователи начали сбор и обработку данных о состоянии здоровья людей, получивших умеренные (до 1 грея) дозы ионизирующего излучения при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Корпус этих данных и стал НРЭР — Национальным радиационно-эпидемиологическим регистром. Аналогичные базы данных ведутся и в других пострадавших от Чернобыля государствах — Беларуси и Украине. С 1986 по 1992 год регистр был един для всех трех республик, так как они находились в составе СССР.

Информацию для НРЭР собирают по лечебным учреждениям всех субъектов РФ. Они предоставляют сведения о возрасте пациента, предполагаемой полученной им дозе, имеющихся диагнозах и т.д. Сюда входят МРТ-снимки, результаты компьютерной томографии и многих других обследований. При каждом последующем визите облученного информация о состоянии его здоровья обновляется. Это касается и тех случаев, когда пациенты погибают. Кроме того, данные в Национальный радиационно-эпидемиологический регистр поступают из четырех специальных регистров — Министерства обороны, МВД, МЧС и Федерального медико-биологического агентства России.

К 2017 году в регистре содержалась информация о 205 044 ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской АЭС, посещавших место катастрофы в 1986—1990 годах. Для каждого из них известна официальная полученная доза радиации. В среднем по НРЭР она составляет 0,107 грея: максимум — 1,24 грея, минимум — 0,0001 грея. Чем больше времени проходило с момента катастрофы до участия человека в ликвидации ее последствий, тем меньшую дозу в среднем он получал. Так, побывавшие на ЧАЭС в 1986-м в среднем облучились 0,155 грея каждый, в 1987-м — 0,091 грея, а в 1988—1990-м — 0,036 грея. Средний возраст ликвидатора на момент поездки в Чернобыль составил 34 года. При этом женщин среди тех, информация о ком зафиксирована в НРЭР, всего 4,1 процента.

Также составители регистра оценили, вероятность каких заболеваний повышена у ликвидаторов, получивших дозу 1 грей и ниже. Согласно информации из НРЭР, ликвидаторы заболевают раком не намного чаще остальных: лишь 8,5 процента из 205 044 человек в регистре имели злокачественные опухоли. Как и в целом по России, наиболее частая причина ограниченности трудоспособности (72 процента) и смерти (42 процента) среди ликвидаторов — сердечно-сосудистые заболевания.

Централизованный и стандартизированный сбор информации о ликвидаторах последствий аварии на Чернобыльской АЭС (данные об облученных в других условиях в реестре тоже есть, но таких людей существенно меньше) позволяет точно оценить действия ионизирующего излучения на организм человека. Такая оценка важна для адекватных мер по здравоохранению населения, особенно если оно проживает на «чернобыльских» территориях. Данные из НРЭР помогут не тратить ресурсы на борьбу с заболеваниями, вероятность которых у «чернобыльцев» не отличается от таковой у жителей других регионов, а сосредоточиться на более актуальных недугах. Наконец, анализ эпидемиологических данных из регистра пригодится медицинским службам, чтобы быстрее и эффективнее реагировать на последствия будущих вероятных ядерных происшествий.