Российские ученые отыскали рядом с вулканом оазис для веерокрылок

Камерун оказался местом максимального разнообразия этих бабочек в Африке.

Энтомологи из России и Чехии обследовали влажные леса на склонах вулкана Камерун и обнаружили там девять новых видов бабочек из семейства веерокрылок (Alucitidae). Это делает западное побережье экваториальной Африки местом повышенного разнообразия этих насекомых. Научная статья опубликована в журнале ZooKeys.

Веерокрылки необычны тем, что их крылья делятся на несколько лопастей — чаще всего шесть, но иногда и семь. Каждая такая лопасть похожа на перо и частично соединена с остальными, в результате чего крыло бабочки действительно напоминает веер. В северной части Евразии встречает до 35 видов веерокрылок, а всего их до недавнего момента насчитывали около 135. При этом многообразие Alucitidae на западе Африки изучено весьма поверхностно.

Авторы новой статьи частично исправили ситуацию, обследовав одну из «горячих точек», где часто образуются новые виды животных, — национальный парк «Маунт Камерун», включающий вулкан Камерун (Республика Камерун). Бабочек энтомологи собирали в 2014—2015 годах, в переходный период от влажного сезона к сухому, в сухой сезон и при переходе от сухого сезона к влажному. Сбор проводили на точках разной высоты — от 30 до 1850 метров над уровнем моря, то есть в анализ попали и горные леса, и равнинные. Веерокрылок приманивали на свет от лампы и накрывали полотнами белой ткани, а затем фиксировали, фотографировали и изучали их половые органы. Для представителей этого семейства строение гениталий — важный систематический признак.

Всего ученые обнаружили на вулкане Камерун и в его окрестностях 15 видов веерокрылок. Лишь два из них раньше встречали в Республике Камерун. Четыре оказались новыми для данной страны, а еще девять не были известны науке. Авторы дали им латинские названия Alucita fokami, A. mischenini (в честь новосибирского натуралиста С.И. Мишенина), A. lidiya, A. besongi, A. janeceki (в честь чешского ботаника, бывавшего на вулкане Камерун), A. olga, A. escobari (в честь камерунского гида Френсиса Лума Ивоме, более известного как Эскобар), A. ludmila (в честь жены первого автора статьи) и Alucita longipenis. Из всех открытых видов особенно выделяется Alucita longipenis: у самцов этого вида уникальное среди африканских веерокрылок соотношение размеров пениса и остальных частей репродуктивной системы, а также цвет крыльев.

Результаты экспедиций российских и чешских ученых говорят о том, что западное побережье Африки, где находится вулкан Камерун, — важный экологический объект, который надо особо тщательно охранять и исследовать. Ведь именно там разнообразие веерокрылок — а скорее всего, и других насекомых — максимальное на всем континенте.

Ученые определили токсичность московских дождей

Содержание некоторых загрязнителей в атмосфере над столицей превышает допустимые концентрации.

Сотрудники химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с американским коллегой измерили содержание различных загрязняющих органических веществ в московских осадках. Так, они косвенным путем выяснили, что воздух российской столицы содержит более 700 органических соединений, а бензапирена, дибутилфталата и фенолов в нем больше, чем должно быть. Научная статья об этом исследовании опубликована в журнале Science of The Total Environment.

Пробы дождя брали в Москве с 7 апреля по 15 мая 2017 года. Их собирали в сосуды на крышах здания химического факультета МГУ на юго-западе столицы и жилого дома на севере города. Затем образцы анализировали с помощью газовой хроматографии, а также газовой хроматографии/масс-спектрометрии высокого разрешения. Последний метод позволяет наиболее точно определять концентрации различных веществ и выявлять очень маленькие их количества. Состав дождевой воды сравнивали с контрольным образцом — сверхчистой водой Milli-Q.

Газовая хроматография выявила в собранной воде более 700 различных веществ, а более точная модификация — около 1000. Из обнаруженных соединений исследователи сосредоточились на 160. Среди них были канцерогены — полиароматические углеводороды (ПАУ). В эту категорию входят нафталин и бензапирен. В России только для этих, одних из наиболее токсичных, ПАУ установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в воздухе. В шести из восьми образцов для бензапирена они были превышены. Содержание одного из пластификаторов и тератогенов (т.е. опасных для будущих детей веществ), дибутилфталата, в некоторых образцах тоже «выходило за рамки дозволенного»: его ПДК в воде из рыболовецких угодий составляет 1 мкг/л, а в московских осадках порой составляет 7,6 мкг/л. Норма по фенолам в одном из образцов также была превышена (т.е. более 1 мкг/л), но в среднем концентрация этой группы ядовитой органики была в несколько раз ниже, чем в осадках крупных городов Швейцарии, Германии и Франции.

Еще московский дождь весны 2017-го содержал неожиданно много (до нескольких сотен нг/л) эфиров фосфорной кислоты. Они весьма летучи, но негорючи, не взрываются и не разлагаются под действием света и температуры. Для них не установлены предельно допустимые концентрации, и неизвестно, как они воздействуют на организм человека. Однако с начала наблюдений авторов статьи за московским воздухом, с 2012 года, их концентрация заметно выросла, так что за ней стоит наблюдать и дальше. [ ... ]

Алгоритм ALICE определит способности иммунитета по одному анализу крови

Он покажет по набору Т-клеточных рецепторов, как иммунная система пациента противодействует конкретным заболеваниям.

Коллектив исследователей из России и Франции разработал статистический метод для анализа репертуара Т-клеточных рецепторов (ТКР). Его главная особенность и преимущество в том, что он позволяет связать набор ТКР конкретного человека с ответом его иммунитета на вакцинацию, терапию злокачественных опухолей, инфекции и аутоиммунные заболевания. Для анализа достаточно взять у пациента кровь лишь однажды, при этом его репертуар ТКР не нужно сравнивать с таковым у здоровых людей. Препринт научной статьи доступен на сайте biorXiv. Работа поддержана несколькими грантами, в том числе грантом РНФ.

Т-клеточные рецепторы находятся на поверхности Т-лимфоцитов и позволяют организму отвечать на присутствие различных чужеродных молекул, организмов и их отдельных клеток. Каждый ТКР собран из нескольких цепочек аминокислот, кодируемых различными генами, которые часто случайным образом меняют свой состав, поэтому разнообразие таких рецепторов очень велико. В отдельных лимфоцитах этот процесс происходит независимо, в результате чего в каждом человеке формируется практически уникальный и очень разнообразный репертуар рецепторов. Его можно определить у отдельно взятого человека с помощью секвенирования ДНК или РНК Т- и В-лимфоцитов (RepSeq), но данных о том, как конкретные варианты ТКР соотносятся с реакциями на различные заболевания, очень мало. Поэтому информация о репертуарах Т-клеточных рецепторов пациентов имеет крайне ограниченную клиническую ценность.

Авторы новой статьи разработали способ переводить массивы данных о ТКР в понятный медицине вид. Это подход к статистической обработке информации о репертуаре Т-клеточных рецепторов, названный ALICE — Antigen-specific Lymphocyte Identification by Clustering of Expanded sequences. Он позволяет определить, какие конкретно Т-клетки вовлечены в иммунные процессы, происходящие в организме в момент забора крови, и понять, на какие антигены они реагируют. Это возможно из-за того, что один и тот же антиген, как правило, распознается многими Т-клеточными рецепторами с очень похожими последовательностями. Несущие эти рецепторы Т-клетки активно делятся, чтобы бороться с инфекцией. Большинство из них попадает в небольшой образец крови, отбираемый для исследования репертуара. Алгоритм находит в репертуаре такие группы очень похожих Т-клеточных рецепторов, которые участвуют в иммунном ответе на один и тот же антиген.

Правильность «предсказаний» ALICE проверили на Т-клеточных репертуарах людей с самыми различными иммунными статусами. Среди них было аутоиммунное заболевание (анкилозирующий спондилоартрит, или болезнь Бехтерева), недавняя вакцинация против вируса желтой лихорадки (об исследовании репертуаров ТКР привитых людей тех же авторов «Чердак» уже писал) и иммунотерапия рака. Все эти состояния удалось с помощью ALICE достоверно отличить друг от друга и от случаев, когда донор крови здоров. Наборы ТКР отличаются даже у однояйцевых близнецов, поэтому алгоритм не путается в близких родственниках, даже если они страдают одним и тем же заболеванием. [ ... ]

Московские геологи изучили влияние газовых гидратов на прочность вечной мерзлоты

Сопротивление песка, насыщенного метановыми газогидратами, становится выше, позволяя обнаружить присутствие в нем этих потенциально ценных соединений.

Области вечной мерзлоты содержат большие объемы газогидратов — кристаллических соединений воды и природного газа. Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова и Сколтеха впервые исследовали, как их присутствие влияет на сопротивление грунта сдвигу, а также предложили использовать такие наблюдения для поиска газогидратных месторождений. Соответствующая статья опубликована в журнале Cold Regions Science and Technology.

Газовые гидраты могут образовываться при низкой температуре и высоком давлении, например, на дне океанов или в зоне вечной мерзлоты. По современным представлениям, в них «заперты» колоссальные объемы легких углеводородов, которые могут стать новым источником ископаемого топлива. Кроме того, с глобальным ростом температуры газогидраты все активнее распадаются и выделяют в атмосферу метан, мощный парниковый газ, который способен дополнительно ускорить потепление климата.

Само присутствие газогидратов в грунте вечной мерзлоты сильно меняет его механические свойства, причем влияние их остается плохо изученным. Этому вопросу и была посвящена работа Евгения Чувилина и его коллег из Сколтеха и с геологического факультета МГУ. Лабораторной моделью для экспериментов стал влажный песок, сквозь который при повышенном давлении и температуре ниже 0 градусов по Цельсию пропускали метан, стимулируя образование газогидратов. Как и можно было ожидать, их присутствие повлияло на сцепление между частицами песка, меняя его сопротивление сдвигу.

Измерения показали, что предел прочности на сдвиг был тем больше, чем выше оказалась насыщенность образца газогидратами, но снижался по мере их распада. Вместе с тем ниже критического уровня насыщенности (около 30 процентов) прочность выходила на плато и больше существенно не уменьшалась. Ученые полагают, что, поскольку изменения механических свойств грунта коррелируют с содержанием газогидратов, их оценка может использоваться для поиска и мониторинга газогидратных залежей в вечной мерзлоте.