Российские ученые определили влияние косметики на вызывающие угри микробы

Как минимум часть таких средств действительно препятствует формированию биопленок, играющих ведущую роль при развитии акне.

Исследователи из МГУ им. М.В. Ломоносова и Института микробиологии им. С.Н. Виноградского РАН совместно с коллегами из Франции изучили воздействие распространенных косметических средств на формирование биопленок бактерий Cutibacterium acnes и Staphylococcus aureus. Выяснилось, что они действительно мешают активному размножению этих бактерий. Соответствующая статья опубликована в Microbiology Open.

Cutibacterium (ранее известная как Propionibacterium) acnes — это аэробная бактерия, питающаяся веществами, которые выделяются близ волосяной луковицы человека. При ее интенсивном размножении возникают воспалительные процессы, после которых в поры кожи, пораженные данным видом, попадают и Staphylococcus aureus. Вместе они вызывают острую фазу воспаления, которая и проявляется внешне как акне. Борьбу с ним затрудняет тот факт, что Cutibacterium acnes образует устойчивую биопленку, которая не пропускает крупные молекулы снаружи, мешая подавлению размножения микроорганизмов в порах кожи. Исследователи изучили штаммы RT4 и RT5 Cutibacterium acnes — они чаще всего обнаруживаются в коже людей, подверженных акне.

Авторы работы изучили, как влияет термальная вода (изотонический водный раствор из швейцарского горного источника) одного косметического бренда и запатентованный обогащенный рамнозой полисахарид. Оба препарата смогли сдержать образование биопленок обоих видов бактерий. Однако заметно снизить их биомассу смогла только термальная вода, и исключительно для Staphylococcus aureus. В отношении Cutibacterium acnes с ее помощью удалось добиться лишь заметного замедления роста. По всей видимости, это связано с тем, что данные косметические средства не давали бактериям (по крайней мере, Staphylococcus aureus) закрепляться на поверхностях, где они применялись.

Исследователи отмечают, что оба средства не содержат консервантов. Это довольно актуально, поскольку ряд последних работ показывает, что отдельные их типы, использующиеся в косметике, могут вести к появлению аллергических реакций. В то же время не стоит забывать, что позитивные результаты — блокировка появления биопленок из бактерий, играющих важную роль в развитии акне, — были получены в лабораторных условиях, а не непосредственно на коже человека. Иными словами, практическая результативность этих средств может заметно отличаться от лабораторной.

Российские астрономы «состарили» планеты

Оказалось, что формирование планет, в том числе небольших, начинается почти сразу после возникновения самой звезды.

Ученые из Южного федерального университета (ЮФУ), Института астрономии РАН (ИНАСАН) и Новосибирского государственного университета (НГУ) проанализировали раннюю эволюцию молодых звезд и выяснили, на какой стадии развития системы формируются ее планеты. Это позволит лучше понять структуру и строение планет как в Солнечной системе, так и за ее пределами. Исследование поддержано грантом Российского научного фонда (РНФ). Соответствующая статья направлена на публикацию в Astronomy & Astrophysics, а с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Вопрос о том, как и когда формируются планеты, волнует ученых очень давно. Из астрономических наблюдений достоверно известно, что на начальном этапе вокруг молодой звезды образуется протопланетный диск — скопление космической пыли и газа. Но что происходит потом — вопрос острых споров. Одни научные группы считают, что крошечные частицы пыли, соударяясь, слипаются в крупные объекты. Если такой объект притянет к себе много газа, он превращается в газовый гигант, как Юпитер, а если нет — в каменистую планету, как Земля. Однако это медленный процесс — по расчетам, он должен начинаться в протопланетных дисках, которым хотя бы миллион лет, и где есть вероятность, что газ рассеется еще до формирования газового гиганта.

Поэтому другие научные группы отвергают этот вариант и утверждают, что газовые гиганты образуются при внезапных коллапсах в наиболее плотных и холодных областях протопланетного диска. Такой процесс прямого образования планет «схлопыванием» фрагмента газопылевого облака в миниатюре копирует возникновение звезд. Сегодня наиболее привлекательной считается первая теория, но, тем не менее, она не способна объяснить все разнообразие наблюдаемых экзопланет вне Солнечной системы. Поэтому перспективным становится поиск новых сценариев, включающих в себя элементы обеих теорий.

Чтобы проследить процесс роста пыли и формирования планеты на ранних стадиях развития, ученые использовали метод гидродинамического моделирования. В его рамках околозвездные газ и пыль рассматриваются как сжимаемые жидкости, поэтому к ним применяют стандартные уравнения гидродинамики (науки о движении жидкости). [ ... ]

Угарный газ отступает из Евразии

Наблюдения наземных станций и спутников показали, что количество угарного газа в воздухе над Евразией за последние 20 лет снизилось, и особенно заметно — в больших городах.

Российские и китайские ученые исследовали содержание угарного газа в атмосфере над сильно урбанизированными и мало освоенными областями Евразии. В статье, опубликованной журналом Advances in Atmospheric Sciences, они указывают на заметную тенденцию к снижению количества этого токсичного загрязнителя воздуха.

Бесцветный, лишенный запаха угарный газ (монооксид углерода, СО) чрезвычайно токсичен. В естественных условиях он долго не существует, быстро окисляясь до углекислого газа, однако в атмосферу постоянно поступают новые молекулы. Их примерно в равных количествах создают природные источники (анаэробное дыхание микроорганизмов и пожары) и антропогенные (выхлопы автомобилей). Содержание угарного газа в воздухе непостоянно и неравномерно, оно зависит от ряда локальных условий и тщательно отслеживается специалистами.

Николай Еланский и его коллеги из Института физики атмосферы им. А.М. Обухова РАН и СПбГУ совместно с учеными из Китая дали новую оценку количества СО в природных и городских условиях. Авторы использовали результаты измерений, проведенных в Москве, Пекине, Звенигороде и в Красноярском крае, сделанных между 1998 и 2014 годами. Были учтены также данные спектроскопических наблюдений со спутников.

Ученые указывают на тренд к снижению содержания СО в больших городах: в Пекине за указанный период падение составило около 1,14 процента в год, в Москве — 3,73 процента. Уменьшение количества угарного газа в воздухе происходит и в менее освоенных регионах (Звенигород, Петергоф, Зотино), хотя и не столь значительное — в пределах 0,9—1,7 процента за год. На эту тенденцию указали и спутниковые наблюдения. При этом авторы работы отмечают, что в сильно загрязненных местностях космические аппараты дают заниженные в 1,5—2,8 раза результаты, и лишь на достаточно большой высоте (более 500 м) данные наземных и орбитальных инструментов начинают коррелировать между собой. Эту особенность, видимо, придется учитывать при будущих исследованиях атмосферы.

Наноалмазы заставили задешево добывать азот

Скорее всего, они работают как катализатор, активируя инертные молекулы данного газа.

Ученые из МГУ им. М.В. Ломоносова совместно с коллегами из Великобритании предложили способ захвата атмосферного азота с помощью водных растворов наноалмазов. Результаты исследования опубликованы в New Journal of Chemistry.

Азот и его соединения применяются во многих областях человеческой деятельности — от сельского хозяйства до получения ракетного топлива. Поэтому запасы доступных азотных ископаемых постепенно начинают истощаться. В атмосфере азота до сих пор очень много — примерно 3,87·1015 т, но «добыть» его оттуда непросто: молекула N2 очень прочная и с большим трудом вступает в химические реакции. Для захвата атмосферного азота используют метод Хабера — Боша, реакцию с водородом при высокой температуре и давлении, в результате которой образуется аммиак. Это очень энергоемкий процесс: суммарно на него тратится около двух процентов всей потребляемой человечеством энергии. Поэтому ученые продолжают искать более энергетически «дешевые» способы фиксации азота.

Российские и британские химики предложили захватывать азот с помощью наноалмазов. Они готовили очень разбавленные водные растворы наноалмазов и пропускали через них поток воздуха или чистого азота, затем высушивали образцы и проверяли их на содержание азота с помощью элементного анализа.

Во всех случаях количество азота в наноалмазах заметно повышалось (исходные наноалмазы тоже его содержали, но гораздо меньше). Больше всего азота было «захвачено» из потока чистого газа, однако и в случае пропускания обычного воздуха содержание N2 заметно повысилось — до четырех массовых процентов. Кроме того, ученые отметили резкое повышение содержания кислорода в наноалмазах, причем источником его была не пропускаемая смесь газов, а вода. Захват не требовал дополнительного нагревания и одинаково успешно происходил на свету и в темноте. Авторы отметили примерно равную эффективность для разных наноалмазов, включая коммерчески доступные образцы из Санкт-Петербурга и Дзержинска. [ ... ]