Российские ученые дали название новому виду гигантских динозавров

Ученые из Санкт-Петербургского и Томского госуниверситетов дали название виду динозавра, чьи останки они ранее обнаружили. Об этом сообщает пресс-служба СПбГу.

Ящер, получивший название Sibirotitan astrosacralis, обитал на территории Сибири в раннем меловом периоде — около 120 миллионов лет назад. Это один из самых древних титанозавров, останки которого найдены на территории Азии.

Сибиротитан относится к группе завроподов — гигантских четвероногих растительноядных динозавров. Его вес достигал 10 тонн, а длина — около 12 метров.

В разные годы ученым удалось обнаружить позвонки, крестец и зубы сибиротитана. Крестец ящера достигает 0,5 м в длину и имеет интересную «звездообразную» форму — ребра расходятся от него, образуя звезду. Из-за необычной формы крестца сибиротитан и получил название astrosacralis: от лат. astro — «звезда», sacrum — «крестец».

Ископаемый завропод был найден вблизи деревни Шестаково (Чебулинский район Кемеровской области), в формации Илек, на берегу реки Кия. Кости ящера находились посредине отвесной скалы из плотного песчаника, на высоте около четырех метров, и ученым пришлось «вырубать» фрагменты динозавра из скалы. По мнению ученых, под скалой может находиться целый скелет сибиротитана, но извлечь его можно только по частям.

Сейчас найденные фрагменты сибиротитана находятся в Томском государственном университете.

Исследование опубликовано в журнале Geobios.

Подробнее о сибирском динозавре читайте на «Чердаке».

Муравьи избавляются от заразных больных

Австрийские ученые выяснили, что муравьи умеют эффективно справляться с эпидемиями заразных болезней. Они распознают зараженных собратьев и убивают их, не давая инфекции распространиться.

Дикие животные подвержены заразным болезням не меньше, чем люди. Например, гориллы и шимпанзе страдают от лихорадки Эбола, коалы болеют хламидиозом, а популяция тасманийского дьявола вообще находится под угрозой из-за эпидемии лицевых опухолей.

Для социальных насекомых (пчел, муравьев, термитов и других) заразные болезни представляют особенную опасность. Такие насекомые живут очень скученно, поэтому одной заболевшей особи может быть достаточно, чтобы заразить всю колонию.

Кристофер Пулл и Сильвия Кремер из Австрии совместно со своими коллегами из Германии и Англии решили изучить, умеют ли муравьи бороться с заразными болезнями. Для этого ученые перенесли в лабораторию часть колонии муравьев вида Lasius neglectus. Через некоторое время часть их яиц заразили грибком Metarhizium brunneum, который смертельно опасен для этих насекомых.

По записям микрокамеры, установленной в муравейнике, ученые выяснили, что муравьи-няньки быстро распознали зараженные яйца и начали действовать. Каждый зараженный кокон распаковали, а яйцо прокусили, впрыскивая антисептический яд. Таким образом муравьи-няньки уничтожили одновременно яйца и смертоносный грибок, не давая ему распространиться. Этот процесс дезинфекции неопасен для муравьев: в начале заражения грибок практически не образует спор. Однако, если бы они промедлили, грибок выбрался бы наружу, поражая другие яйца и взрослых муравьев. [ ... ]

Ученые снова обнаружили органические молекулы в космосе

Американские астрофизики зафиксировали присутствие органической молекулы бензонитрила в холодном облаке межзвездного пространства в созвездии Тельца.

Ученые давно обнаружили присутствие в космическом пространстве органических, характерных для живых систем молекул. Главный метод для изучения внеземного вещества — спектральный анализ. Он основан на том, что электроны в атомах находятся в состояниях со строго определенными энергиями и переходят с уровня на уровень, излучая или поглощая фотон, энергия которого равна разности энергий начального и конечного уровня. В зависимости от того, какой атом и находится ли он в составе молекул, он будет «выедать» из спектра освещающего его источника (к примеру, звезды) фотоны определенных частот. В спектре на этих частотах появятся темные провалы — линии поглощения. По спектрам поглощения были обнаружены молекулы многих классов — как органических, так и неорганических.

Органические молекулы специалисты идентифицируют, изучая спектры поглощения в радиоволновой области излучения. На этих частотах происходят характерные для молекул энергетические переходы, связанные с вращением молекул как целого, колебания межатомных связей. Анализ звездных спектров — очень трудная задача. В органических молекулах из-за большого числа энергетических переходов количество линий поглощения может исчисляться тысячами на достаточно большом диапазоне спектра — от ближнего ИК-диапазона (единицы и десятки микрометров) до радиодиапазона (десятки сантиметров). С большей уверенностью ученые обычно заявляют об обнаружении определенных классов соединений, поскольку могут достоверно подтвердить присутствие в спектрах поглощения групп атомов (метильная группа, цианогруппа), то есть указать, какого сорта «трава» в космическом «стоге сена». Найти определенную молекулу сложнее, чем обнаружить в этом стоге иголку.

Ученые из США с помощью радиотелескопов идентифицировали в межзвездном пространстве созвездия Тельца молекулу бензонитрила. Эта молекула содержит ароматическое кольцо — гексагональную структуру из шести атомов углерода, нитрильную группу. Молекулы с ароматическим кольцом имеют характерный спектр в инфракрасном диапазоне и были обнаружены ранее во многих космических средах.

Однако точное определение того, какие именно молекулы присутствуют, требует дополнительных исследований в радиоволновой области. Ученые накладывали множество снятых радиотелескопом спектров (spectral-stacking procedure), чтобы зафиксировать как можно большее количество переходов. Чтобы подтвердить идентификацию, астрономы провели лабораторные эксперименты с чистым веществом для определения спектра молекулы. Сравнивая данные телескопа с экспериментальным спектром, ученые нашли точное совпадение девяти линий поглощения, соответствующих вращению молекулы. [ ... ]

Войны между людьми разрушают дикую природу Африки

Экологи из США выяснили, что вооруженные конфликты на Африканском континенте, вспыхивающие на природоохранных территориях, ведут к сокращению численности травоядных животных.

В период с 1950 по 2000 год 80% войн в мире велось в областях, уникальных по составу видов, так называемых «горячих точках» биоразнообразия. В последние десятилетия большинство вооруженных конфликтов, около 28 в год, разгоралось в Африке и Азии, где обитает множество крупных млекопитающих. Они играют ключевую роль в экосистемах региона, их сохранение — вопрос поддержания биоразнообразия.

Есть научные свидетельства позитивного влияния военных действий на жизнь дикой природы: давление человека на естественную среду ослабевает, когда люди уходят из зоны конфликта, а промышленность перестает перерабатывать природные ресурсы.

Есть и данные о негативном влиянии: артиллерия и химикаты разрушают места обитания, солдаты охотятся на редкие виды ради пищи, а также ради финансирования военных действий за счет контрабандной продажи слоновой кости. Ученые говорят о том, что влияние вооруженных конфликтов на дикую природу всегда оценивалось в малых масштабах, а не в целом.

В данном случае экологи увеличили временной масштаб исследования до периода с 1946 по 2010 год и расширили его географический район до размеров Африканского континента. Ученые сделали обзор научных статей (3113 источников) о численности крупных, массой тела более пяти килограммов, травоядных млекопитающих, которые обитают в заповедниках площадью более 5 км² (всего 3585 природоохранных территорий) в 51 из 54 стран Африки. После отбора данных по качеству ученые оставили в исследовании 36 видов животных из 126 заповедников, располагающихся в 19 странах. По базам данных PRIO-GRID и GED, содержащим сведения о вооруженных конфликтах, для территории каждого заповедника был рассчитан показатель «средняя продолжительность военных действий за год». [ ... ]