Российские ученые научились определять происхождение древесины по ДНК

ДНК-идентификация стволов лиственницы поможет в борьбе с незаконными вырубками российских лесов.

В последние годы производство и продажа древесины регулируется все строже. Для более эффективного контроля за оборотом лиственницы можно использовать идентификацию ее по ДНК. Инновационный подход опробовали профессор Башкирского государственного университета Юлай Янбаев и его коллеги из немецкого Института лесной генетики имени Тюнена. Об этом они пишут в статье, опубликованной журналом Forestry.

Проблема потепления климата сопряжена с другими разрушительными глобальными процессами, вызванными человеческой деятельностью, — массовым вымиранием живых организмов, истощением почв, сокращением лесного покрова (дефорестацией). В попытке ограничить вырубку лесов развитые государства принимают все более жесткие меры контроля над рынком древесины. Заметная его доля приходится на лиственницу.

Большая часть поступающей в страны Европы лиственницы производится на территории России. К сожалению, незаконные вырубки совсем не редкость в нашей стране. При этом действующие в Евросоюзе с 2010 года нормы EU Timber Regulation запрещают оборот незаконно добытой древесины, создавая спрос на инструментарий для установления ее происхождения. Подходящим методом могла бы стать идентификация по ДНК, но, хотя геном лиственницы (Larix) расшифрован, в нем до сих пор не определен набор подходящих для такого анализа маркеров (однонуклеотидных полиморфизмов (SNP, или снипов) — мутаций или особенностей генома, которые встречаются только у части популяции).

Такую работу провели профессор Янбаев и его соавторы. Набор из 253 генетических маркеров был апробирован на выборке из более чем 900 лиственничных деревьев из разных регионов Евразии. Это позволило сгруппировать их в восемь генетически отличающихся кластеров и связать каждый с определенной точкой происхождения лиственницы. Ученые показали, что генетический анализ позволяет отнести образец к тому или иному кластеру, а значит, и конкретной местности — с надежностью в 74—88 процентов.

Кроме того, ученые определили сокращенный набор из 76 снипов, который позволяет добиться практически тех же результатов быстрее и с меньшими затратами. В экспериментах авторам удалось успешно определить происхождение девяти образцов древесины. Возможно, вскоре метод найдет широкое практическое применение в расследованиях контрабанды древесины.

Белок молодых нейронов помогает мужчинам восстановить яички

Его концентрация повышается, если нарушить способность семенников производить тестостерон.

Сотрудники Московского физико-технического института (МФТИ) вместе с немецкими и американскими коллегами уточнили, как белок нестин, регулирующий удлинение отростков нервных клеток и деление предшественников клеток некоторых других типов, вырабатывается (экспрессируется) в тканях придатков семенников и питающих их сосудов. Что особенно важно, они выявили факторы, влияющие на его экспрессию. Оказалось, что при снижении концентрации основного мужского полового гормона, тестостерона, выработка нестина усиливается. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Белок нестин входит в состав промежуточных филаментов — элементов клеточного скелета, играющих особенно важную роль в делении предшественников клеток различных типов. Впервые его обнаружили в нейрональных стволовых клетках, а недавно было показано, что этот белок также принимает участие и в обновлении эндотелия кровеносных сосудов, в том числе заново образованных при появлении злокачественных опухолей. Однако роль нестина в развитии и работе придатков семенников совершенно не была изучена.

Восполнить этот пробел в знаниях о нестине и попробовали авторы статьи. Они изучали ткани придатков семенников грызунов и человека (у нашего вида семенники принято называть яичками). Эти органы расположены на дорсальной (задней, ближайшей к спине) стороне семенников и представляют собой извитые каналы с перегородками внутри. И «извилины», и перегородки появляются в ходе созревания органа. В зрелых придатках семенников сперматозоиды, выработанные семенниками, приобретают способность к оплодотворению.

Чтобы увидеть, в каких клетках вырабатывается нестин, исследователи использовали трансгенных мышей и крыс: к гену этого протеина добавили последовательность, кодирующую зеленый флуоресцентный белок (GFP). Таким образом, когда ген нестина был активен (т.е. с него считывалась информация для построения новых молекул нестина), в клетке также образовывался зеленый флуоресцентный белок. [ ... ]

Найден первый фрагмент липецкого метеорита

Яркая вспышка от взрыва, зафиксированная как минимум над пятью областями России, была результатом падения необычного по своим параметрам небесного тела.

Исследователи из Уральского федерального университета обнаружили в Липецкой области, близ города Ельца, фрагмент метеорита размером около трех сантиметров. Предположительно, это кусок крайне небольшого небесного тела, давшего 21 июня 2018 года атмосферный взрыв, сравнимый по мощности с тактическим ядерным боеприпасом. Работы по поиску остальных фрагментов Липецкого метеорита продолжаются. О происходящем сообщает сайт УрФУ.

21 июня в Черноземье в 4:16 по Москве была зафиксирована яркая вспышка от болида, взорвавшегося в атмосфере. NASA оценило мощность взрыва в 2,8 килотонны в тротиловом эквиваленте. В России никакой официальной информации о взрыве не появилось, так как национальных служб, фиксирующих подобные явления, в нашей стране нет.

Сразу после события сотрудники лаборатории УрФУ EXTRA TERRA CONSORTIUM начали искать обломки метеорита. Как отмечают в университете, болид был довольно необычным — с очень крутой траекторией. Обычно метеориты падают на Землю по касательной, под относительно небольшим углом, кроме того, их скорость обычно измеряется в десятках километров в секунду. Однако «липецкое» небесное тело было совсем иным. Наклон его траектории к земной поверхности составил 79 градусов, а скорость при входе в атмосферу — лишь 14 километров в секунду. Взрыв был зафиксирован на высоте 27 километров.

Возможное место падения рассчитывали Николай Кругликов и Михаил Ларионов совместно с коллегами из Хельсинкского университета. Согласно первичному анализу найденного трехсантиметрового обломка это хондрит — каменистый метеорит умеренной плотности, что объясняет его разрушение высоко в стратосфере, даже несмотря на относительно небольшую скорость. Если падающие небесные тела являются металлическими, их взрыв происходит заметно ниже, и тогда воздействие на наземные объекты оказывается более серьезным. [ ... ]

Денисовские люди обожали мясо

Пока об этом виде людей, открытом на Алтае, известно исключительно мало, поэтому любая новая информация важна для понимания их образа жизни.

Ученые из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Новосибирского государственного университета совместно с австралийскими коллегами изучили каменные орудия из Денисовой пещеры. С помощью метода рамановской спектроскопии им удалось установить, что в основном денисовские люди использовали орудия для разделки животных и обработки шкур. Следы растительности на них встречаются много реже, что указывает на уклон диеты денисовцев в сторону животной пищи. Соответствующая статья опубликована в июльском номере Journal of Archaeological Science.

Денисовцами называют вид людей, долго живших на планете одновременно с людьми современного типа и неандертальцами. Судя по генетическим данным, примерно пять процентов генов современных монголоидов — это результат смешения предков современных людей с денисовцами. Интересно, что денисовцы владели очень тонкой обработкой камня, включая технологии скоростного сверления, к которым наш собственный вид пришел только в неолите, через десятки тысяч лет после денисовцев. Однозначные следы этого вида известны только по Денисовой пещере на Алтае (на фото).

Авторы новой работы попытались провести функциональную атрибуцию каменных орудий из Денисовой пещеры, прояснить, для обработки каких растений и животных они использовались. Для этого впервые в российском палеолитоведении был применен метод рамановской спектроскопии. В нем через образец исследуемого вещества пропускают лазерный луч с определенной длиной волны, который при контакте с образцом рассеивается. В зависимости от размеров молекул мишени рассеянный свет имеет разную длину волны (цвет). Полученные лучи с помощью линзы собирают в пучок и пропускают через светофильтр, отделяющий слабые (0,001 процента интенсивности) рамановские лучи от более интенсивных (99,999 процента) рэлеевских. «Чистые» рамановские лучи усиливаются и направляются на детектор, который фиксирует частоту их колебания.

Для спектроскопии были отобраны 18 каменных артефактов из различных по древности слоев. На 8 из 18 изученных артефактов были обнаружены микроостатки липидов, в данном случае — следов животных жиров. Растительные ткани на образцах зафиксированы в очень незначительных количествах, как и отдельные растительные волокна или зерна крахмала. По мнению исследователей, наличие единичных микрочастиц насыщенных и ненасыщенных жирных кислот при отсутствии каких-либо костных и растительных микроостатков свидетельствует, что орудия из Денисовой пещеры использовались для обработки шкур животных. [ ... ]