Российские палеонтологи открыли новый вид древних хрящевых рыб

Описать его ученым помогли три зуба, обнаруженных при раскопках в Белоруссии на глубине в 200 метров.

Палеоихтиологи из Санкт-Петербургского государственного университета в сотрудничестве со своими белорусскими коллегами обнаружили в скважине Туров-106, расположенной около города Житковичи (Гомельская область, Белоруссия), окаменелые зубы ископаемого морского хищника. Впоследствии их датировали палеозойской эрой. Дополнительный анализ показал, что они принадлежали ранее неизвестной хрящевой рыбе, являющейся предком современных акул из рода Tamiobatis Eastman. Ученые назвали ее Tamiobatis elgae — в честь известного эстонского палеоихтиолога Эльги Марк-Курик. Об этом сообщается в пресс-релизе СПбГУ, поступившем в распоряжение редакции.

В палеозойской эре на территории современной Белоруссии находился океан, в котором обитали хрящевые рыбы из отряда ктенакантообразных. По современным представлениям, они были предками другого отряда хрящевых рыб — гибодонтообразных и, вероятно, предками (или родственниками) современных акул.

Найденные в белорусской скважине зубы оказались уникальными по своему строению. На оборудовании Научного парка СПбГУ палеоихтиологи провели микротомографические исследования найденных зубов. Трехмерная рентгенография показала удивительно разветвленную систему каналов в зубах древней рыбы. Там были как крупные, так и мелкие каналы — горизонтальные и восходящие. Ничего подобного у современных акул и других хрящевых рыб ранее ученые не наблюдали.

Особенно палеонтологов удивило количество вершин у зубов: четыре основных, несколько вершинок первого и второго порядков — всего более двадцати. Такого сложного строения, по словам исследователей, не было ни у одной из известных ископаемых хрящевых рыб.

Один из обнаруженных зубов Tamiobatis elgae. Фото: пресс-служба СПбГУ

В одном из зубов был обнаружен застрявший зуб небольшой костной рыбы. Эта находка позволила ученым предположить, что Tamiobatis elgae питалась мелкими лучеперыми рыбками. По мнению ученых, обладательница необычных зубов была небольшой по размеру рыбой — в длину всего около полутора-двух метров. На спине она несла два плавника с шипами.

Представители рода Tamiobatis известны как довольно хорошие пловцы, обитавшие в неглубоких и теплых морях. Они были не очень грозными хищниками и ели достаточно мелкую пищу: молодых особей других рыб, нетвердых ракообразных и моллюсков. Обитали эти хрящевые рыбы с начала девонского до конца триасового периода (407,6—201,3 млн лет назад). Их останки палеонтологи сегодня находят по всему миру: в Америке, в Европе и даже в Подмосковье (в карьере под Серпуховым).