Российские нейробиологи обнаружили новый способ передачи сигналов между нервными клетками

Чувствительные к сладкому, горькому и глутамату клетки передают информацию в головной мозг, выпуская собственную «энергетическую валюту».

Нейробиологи из Института биофизики клетки РАН (г. Пущино) и Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта совместно с коллегами из Швеции и США обнаружили новый способ передачи химических сигналов между нервными клетками. Вкусовые рецепторы одного из типов выделяют аденозинтрифосфат (АТФ) — вещество, которое используется клетками в первую очередь как источник энергии. Однако в данном случае его молекулы клетки выпускают наружу не в составе мембранных пузырьков, как это обычно бывает при обмене сигналами между нейронами, а через комплексы белков с гигантскими отверстиями посередине. Как обнаружили авторы работы, производством АТФ «на экспорт» в этих вкусовых рецепторах заняты митохондрии особого типа. Научная статья опубликована в журнале Science Signaling.

Исследователи заострили внимание на вкусовых рецепторах II типа, позволяющих ощущать сладкое, горькое и умами (вкус мяса, а точнее содержащегося в его белках глутамата). С помощью электронной микроскопии они сделали множество микрофотографий участков, где эти вкусовые рецепторы контактируют с отростками нейронов, проводящих сигналы в головной мозг. Также ученые с помощью флуоресцентных красителей определили, как меняется во вкусовом рецепторе II типа содержание АТФ в момент, когда такая клетка взаимодействует со сладкими веществами и глутаматом.

На всех микрофотографиях, запечатлевших место контакта (синапса) вкусового рецептора II типа и передающего сигналы в мозг нейрона, обнаружили крупные митохондрии необычной формы. Интересно было и их расположение: хотя бы одна такая митохондрия всегда находилась вблизи мембраны вкусового рецептора в районе синапса с нейроном-«передатчиком».

Предыдущие исследования показали, что АТФ в таких синапсах выбрасывается наружу не в мембранных пузырьках, как большинство нейромедиаторов, а через отверстия, проделанные в оболочке клетки каналом из нескольких белков под общим названием CALHM1. А полученные при электронной микроскопии снимки показали: CALHM1 не разбросаны по всей оболочке вкусового рецептора II типа, а собраны в районе контакта с нейроном, передающим сигналы в мозг. Близость этих каналов к необычным митохондриям позволила предположить, что именно они являются источником молекул АТФ, служащих в качестве сигнального вещества. Возможен был и другой вариант: аденозинтрифосфат «на экспорт» образуется в цитоплазме.

Изображение: Roman A. Romanov et als. / Science Signaling

Это предположение авторы работы проверили, заблокировав работу митохондрий во вкусовых рецепторах II типа. Из-за этого клетки перестали реагировать на присутствие сладких и горьких веществ, а также глутамата. Учитывая, что уровень АТФ в цитоплазме значительно ниже, чем в митохондриях, можно считать, что молекулы этого вещества для синапсов производят именно они. По-видимому, благодаря особо крупным размерам специализированные митохондрии способны производить и хранить большие количества АТФ и выделять их по мере необходимости. Далее молекулы этого вещества переносятся к оболочке клетки и выходят наружу через каналы CALHM1.

Получается, что российские и зарубежные нейробиологи обнаружили новый, необычный механизм передачи сигналов между нервными клетками. В отличие от «классических» синапсов, в месте контакта вкусового рецептора II типа с другим нейроном находятся крупные митохондрии. Они производят нетипичный нейромедиатор, обычно используемый клеткой в энергетических нуждах. Он выделяется в синапсе не из мембранных пузырьков, а через особые отверстия в оболочке вкусового рецептора, существующие за счет каналов CALHM1.

Российские биологи показали печальную судьбу стволовых клеток мозга

Нейральные стволовые клетки делятся так, что их число не только не растет, а, наоборот, постепенно сокращается.

Ученые из МФТИ, совместно с коллегами из Университета Стоуни-Брук (США) и Лаборатории в Колд-Спринг-Харбор (США) выяснили, как делятся в гиппокампе взрослых мышей стволовые клетки, дающие начало нейронам. В отличие от стволовых клеток многих других типов, они не способны поддерживать свою постоянную численность, поэтому с возрастом их у грызунов становится все меньше и меньше, а следовательно, ослабевает и способность гиппокампа производить новые нейроны. Учитывая, что образование нервных клеток в гиппокампе половозрелых грызунов идет намного интенсивнее, чем у половозрелых приматов, вероятность, что человеческий мозг способен хоть сколько-нибудь заметно обновляться, весьма мала. Научная статья по итогам исследования опубликована в журнале Scientific Reports.

Уже достаточно давно установлено, что даже у взрослых млекопитающих в головном мозге есть области, где образуются новые нейроны (это явление называется взрослым нейрогенезом). Они возникают при делении предшественников нервных клеток, возникающих из так называемых нейральных стволовых клеток. У мышей и крыс нейральные стволовые клетки находятся главным образом в гиппокампе и обонятельной луковице — структурах конечного мозга. Нейроны, образовавшиеся там, могут остаться на месте «рождения», а могут мигрировать в другие области мозга и встроиться в уже существующие там сети передачи сигналов.

На основе этих данных появилось предположение, что образование новых нервных клеток в головном мозге можно сделать более интенсивным и таким образом восстановить потерю умственных способностей, вызванную старением или болезнями. Дело в том, что обычно стволовые клетки делятся таким образом, что, несмотря на постоянное перерождение в «конечные», дифференцированные клетки организма, они также вполне успевают эффективно поддерживать свою постоянную численность.

Так происходит потому, что стволовые клетки способны к двум типам деления — симметричному, в результате которого получаются две одинаковые стволовые клетки, и асимметричному, когда одна дочерняя клетка сохраняет свойства стволовой, а другая приобретает свойства предшественника одного из типов дифференцированных клеток (например, эритроцитов). У большинства типов стволовых клеток симметричное деление наблюдается гораздо чаще асимметричного, что дает возможность не только поддержать свою численность, но даже увеличить ее. [ ... ]

Нейробиологи создали культуру «гиперактивных» клеток

На клетках, полученных от женщины с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, можно будет изучать эту патологию в условиях, максимально приближенных к реальным.

Нейробиологи из Германии, Нидерландов и Швейцарии при помощи сотрудника Института молекулярной медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Евгения Свирина создали культуру индуцированных плюрипотентных стволовых клеток (ИПСК) человека с дупликацией гена SLC2A3. По всей видимости, именно эта дупликация играет существенную роль в развитии синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Статья опубликована в журнале Stem Cell Research.

У женщины возрастом 51 год с диагностированным СДВГ и дупликацией (удвоением) гена SLC2A3 взяли фрагмент кожи. В его состав входили фибробласты. Этот тип клеток чаще всего используют при создании ИПСК. В фибробласты ввели вещества, позволяющие обратить вспять специализацию клеток и сделать их состояние максимально приближенным к стволовым. Из таких индуцированных плюрипотентных стволовых клеток могут образоваться клетки практически всех типов.

ИПСК, возникшие в ходе такого перепрограммирования, способны размножаться и жить на питательной среде — образовывать культуры. Анализ геномов последующих поколений ИПСК показал, что у них по-прежнему имеется дупликация SLC2A3, то есть их основное свойство, ради которого и проводилась индукция, сохранилось. Также важно, что полученные индуцированные плюрипотентные стволовые клетки имеют нормальное количество хромосом, то есть у них нет ни лишних, ни недостающих.

Изменения в гене SLC2A3 предположительно могут быть одной из причин возникновения неврологических и психиатрических заболеваний. Дело в том, что этот ген кодирует белок GLUT3, функция которого — перенос глюкозы в клетки. Глюкоза служит основным источником энергии для нейронов, поэтому нарушения ее обмена в мозге могут приводить к излишней активности или, наоборот, сниженной возбудимости нервных клеток. Поэтому иметь модель для изучения влияния дупликации SLC2A3 на изменения физиологии нейронов крайне полезно для прикладной медицины. [ ... ]

Паучий яд затыкает активность нервных клеток молекулярными пробками

Молекулы полиаминов, содержащиеся в яде некоторых пауков, застревают в рецепторах к глутамату и таким образом нарушают передачу сигналов между нервными клетками.

Сотрудники Института биоорганической химии РАН, Московского физико-технического института и Колумбийского университета в Нью-Йорке изучили взаимодействие ряда токсинов с AMPA-рецепторами к нейромедиатору глутамату, проницаемыми для кальция (CP-AMPAR). Криоэлектронная микроскопия и электрофизиологические эксперименты показали, что класс веществ, называемых полиаминами, блокирует CP-AMPAR, буквально затыкая их. Научная статья опубликована в журнале Neuron.

Глутамат, он же глутаминовая кислота, — важнейшее сигнальное вещество в нервной системе человека и других позвоночных. Передача импульсов посредством этого соединения крайне важна для правильного развития нервной системы и ее дальнейшего функционирования. Нейроны и клетки некоторых других типов тканей имеют рецепторы к глутамату, отличающиеся строением и скоростью реагирования на молекулы нейромедиатора. Изменение чувствительности нервных клеток к глутамату лежит в основе молекулярных механизмов пластичности, обеспечивающих запоминание информации и обучение новым навыкам.

Пожалуй, наиболее важный и распространенный из рецепторов глутамата — AMPA, названный так по первому обнаруженному его агонисту — α-амино-3-гидрокси-5-метил-4-изоксазолпропионовой кислоте. Она действует на рецептор примерно так же, как «родной» глутамат. AMPA-рецептор (AMPAR) представляет собой несколько связанных друг с другом полипептидов (длинных цепочек аминокислот), встроенных в мембрану клетки. Полипептиды при этом расположены по кругу, и между ними есть пространство — пора. Через нее в клетку или из нее могут проходить ионы некоторых металлов, в основном натрия. Но перемещение этих ионов через AMPA-рецепторы возможно только тогда, когда образуемый рецептором канал в мембране открыт и не заблокирован. Открывается он, когда к AMPAR с наружной стороны клеточной мембраны присоединяются молекулы глутамата. Блокирование канала происходит за счет других соединений, например полиаминов — органических молекул, у которых несколько присоединенных к углеродам атомов водорода заменены на группу -NH2.

Авторы статьи, о которой идет речь, изучили механизмы, по которым полиамины блокируют AMPA-рецепторы. Раньше можно было только констатировать сам факт такой блокировки, а теперь методы определения структуры молекул, такие как криоэлектронная микроскопия, позволяют «заморозить» один и тот же комплекс веществ в разных состояниях и таким образом отследить изменение его строения во времени. Этим методом и воспользовались ученые: они выделяли из клеток почки эмбриона человека HEK293 AMPAR, пропускающие не только натрий, но и кальций (CP-AMPAR), и воздействовали на них полиаминами. Некоторые из них, спермин и спермидин, образуются в организме человека, т.е. являются эндогенными. Другие использованные блокаторы проницаемых для кальция AMPA-рецепторов производятся пауками: NASPM — синтетический аналог яда японского Nephila clavata, а AgTx-636 — яд Argiope lobata, встречающегося в Алжире и Крыму. Комплексы CP-AMPAR с названными блокаторами «фотографировали» с помощью криоэлектронной микроскопии, а их состояние (открытое, закрытое или заблокированное) определяли методикой patch-clamp — в данном случае регистрируя ток, проходящий через отдельно взятый AMPA-рецептор. [ ... ]