Российские медики нашли причину позднего токсикоза при беременности

Виной всему — нарушения в работе особых «клеток-метрономов» в плаценте.

Коллектив исследователей из ФГБУ «Национальный центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова» и ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева» обнаружил в ворсинах плаценты необычный тип клеток — телоциты. Как правило, они встречаются на границе нервной и мышечной тканей, однако в плаценте нет нервов. Роль телоцитов в ворсинах плаценты пока до конца не ясна, но есть предположение, что нарушение их нормального функционирования существенно повышает риск опасного для будущей матери и плода состояния — преэклампсии (позднего токсикоза). Научная статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Телоциты — тип клеток, открытый совсем недавно. Их длинные ветвящиеся на концах отростки, как правило, примыкают к клеткам гладких мышц в стенках сосудов или к клеткам тонкого кишечника. Они способны задавать ритм гладким мышцам, благодаря чему последние сокращаются с определенной частотой. Также телоциты, вероятно, выполняют ряд иммунных функций.

Несмотря на то что нервных клеток в плаценте не обнаружено, ученые попытались обнаружить телоциты в структуре ткани плацентарных ворсин — выростов, погруженных в небольшую полость, заполненную материнской кровью, и поглощающих из нее питательные вещества. Во время операций по кесаревому сечению они собрали образцы плацентарных ворсин у 37 женщин, чья беременность протекала нормально, и у 15 рожениц, перенесших преэклампсию в различных формах.

Ворсины нарезали на тонкие слои ткани и поместили в жидкость, содержащую флуоресцентные красители. Они «светились» лишь в том случае, когда на поверхности клеток присутствовали молекулы, характерные для телоцитов. Дополнительный набор красителей с тем же принципом действия помог определить, какие молекулы, характерные для клеток иммунной системы, эти телоциты выделяют. Также часть препаратов рассмотрели при большем увеличении с помощью электронного микроскопа.

Стрелками выделены отростки телоцитов. Изображение: Natalia V. Nizyaeva et als. / Scientific Reports

Выяснилось, что телоциты в ворсинах плаценты видели и ранее, но ошибочно относили их к другим типам клеток. Плацентарные телоциты разделили на несколько групп по тому, какие молекулы в них присутствуют. Наиболее важный для медицины вывод — ворсины плацент беременных, перенесших преэклампсию, содержат существенно меньше белка TMEM16a, а значит, и самих телоцитов.

Дело в том, что TMEM16a присутствует во всех телоцитах и во многом обеспечивает их функцию как водителей ритма. Когда работу этого белка блокируют в телоцитах кишечника, движения его гладких мышц, проталкивающих вперед комки полупереваренной пищи, ослабевают. В сосудах ворсин плаценты при преэклампсии, по-видимому, происходит похожий процесс, за счет чего кровообращение матери и плода нарушается.

Преэклампсия (поздний токсикоз беременности) — это патологическое состояние будущей матери, которое характеризуется повышенным артериальным давлением и появлением в моче заметных количеств белка (в норме его там быть не должно), разрушением клеток крови, а также нарушением функций печени и почек. Оно проявляется на сроке 20 недель и позднее и существенно повышает вероятность осложнений последующего течения беременности и родов. При отсутствии лечения преэклампсия может перейти в эклампсию — состояние, угрожающее жизни беременной и плода. Причины преэклампсии пока не установлены, и тем важнее выявить их.

Вещество из плесени и хищных грибов обманет иммунную систему сердечников

Полисахарид хитозан, который в природе содержится в клеточных стенках некоторых грибов, послужит заменой чужеродным клеткам в трансплантатах, сделанных из тканей животных.

Специалисты из Национального медицинского исследовательского центра имени академика Е.Н. Мешалкина и Новосибирского института органической химии им. Н.Н. Ворожцова СО РАН предложили способ продлить срок жизни трансплантатов сердечных клапанов и сосудов, полученных от животных других видов. Клетки организмов-доноров они планируют заменять на хитозан для того, чтобы они не отторгались иммунной системой реципиента и их место не занимали соли кальция. Об этом сообщает сайт Сибирского отделения РАН.

Некоторые утраченные части организма человека можно заменить на его же собственные, взятые из его же тела. Например, можно заменить некоторые сосуды сердца на артерии предплечья, так как в каждом предплечье их несколько, и, даже если там останется только одна, она способна обеспечить ладонь и пальцы кровью. Однако ряд вышедших из строя структур невозможно заменить на ткани собственного организма, поэтому приходится искать альтернативные источники трансплантатов. Ими могут стать аналогичные органы других людей или животных иных видов. Например, у нас есть сердечные клапаны, которые не дают крови возвращаться из желудочков в предсердия. Если они выходят из строя, то их заменяют свиными или коровьими тканями.

Проблема в том, что клетки таких тканей иммунная система человека воспринимает как чужаков. Из-за этого аллотрансплантат (так называют трансплантаты, полученные не из тела донора) через некоторое время отторгается организмом. Чтобы продлить срок работы чужеродных тканей, на них воздействуют веществами, разрушающими входящие в состав трансплантатов клетки. Остается только каркас из органических веществ, на который иммунитет реагирует в значительно меньшей степени. Однако промежутки, оставшиеся в каркасе от погибших клеток, постепенно заполняются солями кальция, из-за чего вся конструкция становится более хрупкой. В случае сердечных клапанов это особенно нежелательно, так как снижает срок работы аллотрансплантатов.

Чтобы обойти эти проблемы, сибирские ученые обработали яремные вены коров (они служат основой для создания «новых» клапанов) хитозаном. Это вещество присутствует в оболочках клеток зигомицет — группы организмов, включающей в себя разные виды плесени и некоторые хищные грибы. Микроклубки из хитозана заполнили пустоты, оставшиеся после разрушения клеток. Благодаря этому процесс накопления солей кальция в аллотрансплантате удалось существенно замедлить. А чтобы показать, что протезы на основе коровьих сосудов и хитозана биоразлагаемы и не вызывают сильного иммунного ответа, их фрагменты вшивали под кожу крысам и через некоторое время смотрели на состояние животных-реципиентов. Отторжение трансплантатов почти не наблюдалось, и во многих случаях в них даже вросли сосуды кожи и подкожная жировая клетчатка. [ ... ]

Излучение от мобильных телефонов расслабляет подростков

По неизвестным причинам этот эффект проявляется только тогда, когда человек находится в лежачем положении.

Исследователи из Словакии показали, что воздействие радиоволн тех же частот, что используются для обеспечения мобильной связи, замедляет сердцебиение у подростков. Консультантом работы выступил доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории радиобиологии Института общей физики РАН Игорь Беляев. Это одно из немногих исследований, в которых показано влияние «мобильных» радиоволн на физиологические параметры человека. Научная статья опубликована в журнале Bioelectromagnetics.

В исследовании приняли участие 46 учеников старших классов (16 юношей и 30 девушек), совершенно здоровых на момент эксперимента. Их тестировали в двух положениях — лежа и стоя. На протяжении опытов нельзя было разговаривать, читать и совершать любые активные действия, так как это могло существенно повлиять на частоту дыхания и сердцебиения испытуемых.

Как в положении лежа, так и стоя, справа от головы испытуемого на расстоянии 30 см располагалась антенна для передачи радиоволн частотой 1788 МГц — такую частоту используют мобильные операторы Словакии. Первые пять минут она не работала — в это время замеряли давление, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений человека в покое. Затем шло два блока экспериментов по 15 минут. В начале каждого блока испытуемый лежал, через пять минут вставал, а еще через пять снова ложился. Во время эксперимента на груди испытуемого был постоянно надет «пояс» для снятия электрокардиограммы (ЭКГ). После опытов измерение частоты дыхания, сердцебиения, а также артериального давления продолжалось еще пять минут.

Школьников поделили на две равные группы. Одну из них не облучали радиоволнами ни в первом, ни во втором блоке экспериментов. Участников другой группы в первом блоке не облучали, а на время второго блока включали антенну радиопередатчика. Сами испытуемые не знали об этом заранее. Опрос после эксперимента выявил, что человек неспособен отличить работающий передатчик от выключенного, то есть радиоволны «мобильных» частот он не ощущает. Однако его тело реагирует на излучение такого рода. [ ... ]

Женщины с экземой на руках чаще впадают в депрессию

Количество тревожных и суицидальных мыслей у них тоже выше, чем в среднем у населения.

Группа исследователей, в которую вошел и наш соотечественник Дмитрий Романов из Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова, выявила, какие психологические проблемы испытывают люди с экземой на руках. В их число вошли повышенная депрессивность и тревожность. Научная статья опубликована в журнале Contact Dermatitis.

В исследовании приняли участие 86 пациенток, обратившихся к дерматологу по поводу экземы на руках, и 900 женщин, у которых нет данного заболевания. Все они заполняли Госпитальную шкалу тревоги и депрессии. Это опросник из 14 утверждений, согласие или несогласие с которыми нужно выразить в баллах от нуля до трех. Половина утверждений направлена на выявление тревожности, половина — на обнаружение депрессии. Чем больше баллов набирает человек, тем хуже его психологическое состояние.

После анализа результатов опроса с использованием описанной шкалы стало ясно, что женщины с экземой на руках более склонны к депрессивным состояниям и более тревожны, чем те, кто ею не болеет. Кроме того, у людей с такой экземой чаще, чем в среднем у населения, возникают суицидальные мысли. Поэтому ученые просят дерматологов обращать особое внимание на душевное состояние больных экземой и по возможности принимать меры психологической помощи таким пациентам.

Авторы исследования связывают полученные результаты с тем, что проблемы с кожей на руках наиболее неприятны в психологическом плане. Руки постоянно используются в повседневных делах и при общении с другими людьми, а кроме того, эта часть тела почти всегда на виду. [ ... ]