Текст уведомления здесь

Российские археологи описали украшения из Сунгири

Российский археолог Владислав Житенев исследовал костяные украшения верхнепалеотической стоянки древнего человека Сунгирь и выяснил, кому они принадлежали, какова была их функция и к какой культуре они относились.
Добавить в закладки
Комментарии

Верхнепалеотическая стоянка Сунгирь находится во Владимирской области и датируется возрастом примерно 29 000 — 31 000 лет. Изучение этого места началось более тридцати лет тому назад. Бывшая стоянка древних охотников включает могилу мужчины 40—50 лет и могилу двух детей 10—14 лет. В раскопках найдено более 80 тысяч разных предметов.

Украшения — это предмет невербального языка, с их помощью определялся социальный статус и положение человека в обществе. Поэтому изучение украшений помогает лучше понять многие аспекты межкультурного взаимодействия людей верхнего палеолита.

При исследовании подвесок из клыков песца, костяных бусин и других украшений ученые выяснили, что часть этих предметов долго носили, так как на них есть потертости и другие следы износа. Остальные украшения, например массивная фигурка лошади с непропорционально короткой задней ногой, не такие гладкие и удобные, а значит, были сделаны поспешно, скорее всего, специально для погребения.

Житенев установил, что мужчина и дети жили примерно в одно время, в пределах нескольких поколений. Об этом свидетельствует один стиль изготовления украшений в их погребениях. Найденные в погребении дети были похоронены единовременно, однако неизвестно, сколько лет разделяет их со смертью мужчины. Это не удалось определить с помощью радиоуглеродного метода, поскольку он не позволяет получить дату с точностью до года. Когда радиоуглеродный метод дает лишь приблизительные результаты, на помощь приходит датирование по косвенным данным.

Украшения из кости, найденные в погребении детей из Сунгири. Фото: Владислав Житенев / МГУ

Украшения из кости, найденные в погребении детей из Сунгири. Фото: Владислав Житенев / МГУ

«При взгляде на предмет всегда чувствуется рука мастера. Многие украшения из погребения мужчины и детей сделаны одинаково, как будто их изготовил один человек. Или эта техника передавалась внутри семьи, например от отца к сыну или от бабушки к внучке», — поясняет Владислав Житенев. Таким образом, погребения мужчины и детей отделяет друг от друга не более нескольких десятков лет.

По мнению археолога, украшения из погребений Сунгири сложно отнести к определенной культурной традиции — они испытали влияние разных культур. С одной стороны, они имеют много общего с ориньякской культурой, распространенной в раннем верхнем палеолите на территории Западной и Центральной Европы. С другой стороны, сунгирские украшения похожи на материалы некоторых костенковских стоянок. Наконец, это все сочетается с изделиями из камня, которые были выполнены по неандертальской технологии, хотя все найденные в Сунгири костные останки принадлежали Homo sapiens без примеси неандертальцев.

Дальнейшие исследования ученый планирует посвятить изучению межкультурных взаимодействий. Например, выяснить, чем отличаются друг от друга стоянки с неандертальским компонентом и без него.

Статья с описанием украшений опубликована в журнале EPAUL 147.

Ранее останки людей из Сунгири помогли ученым сделать вывод о том, что люди избегали инцеста еще в палеолите.

Добавить в закладки
Комментарии
Вам понравилась публикация?
Расскажите, что вы думаете, и мы подберем подходящие материалы