Российская модель поможет в борьбе с гриппом

Математики показали, что эффективно препятствовать распространению болезни можно даже вакцинацией лишь половины населения.

Исследователь из МФТИ совместно с коллегами из США разработала математическую модель распространения гриппа. Согласно ее предсказаниям, минимального числа заболевших при сезонных вспышках можно достигнуть уже при среднем, а вовсе не максимальном уровне вакцинации. Более того, увеличение числа вакцинированных выше средних значений может привести к повышению количества заболеваний. Соответствующая статья опубликована в PLoS ONE.

Исследователи построили сравнительно простую математическую модель распространения гриппа в условиях сезонных вспышек этого заболевания. Модель учитывала одновременную циркуляцию двух разных штаммов вируса, а также такие факторы, как неспособность вакцин предохранить вакцинированного от всех активных штаммов гриппа. Кроме того, принималось во внимание, что переболевший гриппом одного штамма получает кратковременный иммунитет к повторному заболеванию и вторым штаммом.

Результаты моделирования выявили неожиданную и несколько контринтуитивную стратегию борьбы с гриппом. Оказалось, что наилучшим вариантом вакцинирования является такой, когда вакцину получает лишь 10—50 процентов населения. Увеличение числа вакцинированных более 50 процентов не давало заметного снижения числа заболевших. Причиной этого было не только то, что вакцина не всегда гарантированно защищает от всех штаммов гриппа, но и другой фактор: дав возможность части населения переболеть гриппом, можно добиться возникновения у них иммунитета к другим его штаммам. Хотя такой иммунитет и длится менее 60 дней, с учетом краткости обычных сезонных эпидемий этот срок оказывается вполне достаточным.

Модель может заметно упростить борьбу с сезонными эпидемиями гриппа. В то же время ее результаты не стоит автоматически распространять и на другие инфекции. Дело в том, что большинстве случаев изменчивость вирусов и тем более бактерий, вызывающих инфекции, заметно ниже, чем конкретно у вируса гриппа. Поэтому вакцины от других болезней, как правило, надежнее предохраняют от заболевания. Соответственно, меньше польза от естественного краткосрочного иммунитета переболевших. То есть в случае других инфекционных заболеваний более эффективной тактикой по-прежнему будет поголовная вакцинация.

Ученые определили главную причину смерти мужчин в России

И это отнюдь не войны или автомобильные катастрофы.

Сотрудники НИУ ВШЭ и НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента выяснили, из-за чего происходит большая часть преждевременных смертей мужчин в ряде стран Восточной Европы. После того как исследователи оценили объем незарегистрированного выпитого алкоголя на душу населения, стало понятно, что именно он служит причиной низкой продолжительности жизни в России, Беларуси, Украине, Латвии и ряде других республик бывшего СССР. Научная статья опубликована в журнале Alcohol and Alcoholism.

За последние 50 лет средняя продолжительность жизни выросла во всем мире, и европейские страны не исключение. Как правило, чем выше уровень жизни в отдельно взятом государстве, тем дольше живут его граждане: они могут позволить себе лучший уход во время болезней и в старости, получают пенсии и социальные льготы и т.д. Уровень жизни можно приблизительно определить исходя из внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения. Соответственно, в тех странах, где значение этого параметра выше, люди живут дольше. Однако в ряде восточноевропейских и среднеазиатских республик эта закономерность нарушается. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин-албанцев, рожденных в 2015 году, составляет 76,2 года, в то время как в Казахстане, где ВВП на душу населения тогда был в два раза больше, аналогичное значение составило только 67,5 года.

Эту нестыковку попытались объяснить авторы новой статьи в ходе тщательного анализа. Ученые запустили поиск корреляций между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин в ряде стран Европы и объемом денежных средств, который тратится на охрану здоровья одного человека. Также они искали связь между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и количеством свежих фруктов и овощей в их рационе, употреблением опиатных наркотиков, курением (в Восточной Европе мужчины умирают от последствий курения чаще, чем где-либо в мире), безработицей и широтой, на которой проживает основная масса населения страны. Наконец, был учтен еще один фактор — объем выпитого спиртного на душу населения. У него два слагаемых: зарегистрированное потребление и незарегистрированный объем (контрафактный алкоголь). Количество неучтенного выпитого периодически оценивает ВОЗ.

Из всех факторов, которые в теории могли бы снизить продолжительность жизни мужчин-европейцев, остался только один — потребление крепкого алкоголя на душу населения. Его влияние на возраст, в котором человек с высокой вероятностью умрет, оказалось сильнее, чем у здоровой еды, безработицы и финансового обеспечения здравоохранения. Чем больше в стране пьют коньяка, водки, настоек, бальзамов и подобного, тем меньше живут мужчины в этом государстве. Эффект сохраняется, даже если учитывать только «официально выпитое». Пиво и вино тоже не способствуют долгой жизни, но их влияние на здоровье мужчин не так сильно, как у крепкого спиртного. В любом случае, чем больше этих напитков употребляют граждане, тем значительнее их вклад в снижение продолжительности жизни мужчин. [ ... ]

Российские биохимики помешали ВИЧ войти в клетки за счет деградации гуано

Они добавили к веществу, препятствующему связыванию вирусных частиц с оболочкой клеток-жертв, продукт окисления гуанина — компонента ДНК, впервые найденного в помете летучих мышей.

Исследователи из Научного парка МГУ им. М.В. Ломоносова в сотрудничестве с коллегами из Нью-Йоркского центра крови улучшили формулу ранее созданного ими вещества против ВИЧ. Как и его предыдущая версия, оно мешает вирусу иммунодефицита связываться с CD4-лимфоцитами, но лучше растворяется в воде за счет замены аминогруппы на гуанидин. Научная статья с результатами исследования опубликована в журнале Chemistry Select.

Вирус иммунодефицита — одна из самых распространенных на планете инфекций. На данный момент ВИЧ находится в организмах примерно 40 миллионов человек. Немалый вклад в распространение вируса вносит Россия: в нашей стране количество ВИЧ-инфицированных несколько лет назад превысило миллион человек и непрерывно растет. Способов полностью избавиться от присутствия вируса в организме по-прежнему не существует, однако постоянно разрабатываются лекарства, замедляющие его распространение по организму и снижающие вероятность передачи инфекции от человека к человеку. Препараты действуют на различные процессы: копирование наследственного материала ВИЧ, выход его частиц из клеток или, наоборот, проникновение в них.

Авторы новой статьи уже несколько лет разрабатывает вещества, мешающие вирусу иммунодефицита первого типа (ВИЧ-1) закрепиться на поверхности клеток, несущих на себе CD4-рецепторы. Во взаимодействии вирусных частиц с оболочкой CD4±клеток задействованы несколько молекул, и одна из них — гликопротеин (белок с углеводной частью) gp120. Он находится на наружной оболочке ВИЧ — суперкапсиде, по составу сходному с клеточной мембраной и этим облегчающему попадание вирусной частицы внутрь клеток. gp120 связывается с рецептором CD4, и это запускает целый каскад химических реакций, в результате которых суперкапсид ВИЧ сливается с мембраной клетки-мишени, а все, что было внутри него, попадает внутрь клетки.

Соединение gp120 с рецептором CD4 можно предотвратить, и на данный момент запатентовано несколько препаратов, способных это делать. Преимущество этого класса средств против ВИЧ в том, что они действуют снаружи клеток, и их способность проникать через клеточную оболочку не имеет значения. Исследователи создали несколько моделей молекул, чья структура позволяет им «обманывать» gp120, имитируя некоторые участки рецептора CD4, и тем самым мешать слиянию ВИЧ с клетками. В их основе лежат гетероциклические соединения тиазол и пиррол — замкнутые структуры, включающие в себя кроме атомов углерода атомы азота и серы. К ним присоединены различные аминокислоты, и именно они имитируют фрагменты молекулы CD4-рецептора. [ ... ]