Все новости

Российская исследовательница уточнила роль брадикинина в восстановлении мозга после ишемии

Этот пептид расслабляет стенки сосудов мозга и улучшает кровоснабжение его поврежденных регионов.

Российская исследовательница Наталья Лапина совместно с коллегами из Гейдельбергского университета (Германия) изучила, как рецепторы к сигнальному пептиду брадикинину помогают восстановить работу сосудов головного мозга после очаговой ишемии. Оказалось, что из двух типов рецепторов к брадикинину за расслабление кровеносных сосудов отвечает главным образом один — B2. Научная статья опубликована в журнале PLoS ONE.

Сигнальный пептид (цепочку из нескольких аминокислот, в данном случае — девяти) брадикинин и родственные ему вещества, кинины, обнаружили в 1968 году в головном мозге кроликов. Чуть позже выяснили, что брадикинин вызывает расширение кровеносных сосудов, и к нему существует два типа рецепторов — B1 и B2. Расширение сосудов в нормальных физиологических условиях обеспечивают B2-рецепторы, а B1 при этом практически не задействуются. Однако роль обоих типов рецепторов к брадикинину в условиях нарушения кровообращения, например при ишемии-реперфузии, изучена не была. Учитывая, что эта патология встречается у людей весьма часто, особенно в пожилом возрасте, авторы статьи решили исследовать, как B1- и B2-рецепторы влияют на состояние крупных мозговых артерий в описанной ситуации.

В работе использовали 42 самцов лабораторных крыс линии Спрег-Доули массой 300—350 г. Им проделывали небольшое отверстие («окно») в черепе над одной из точек правого полушария. В него вводили миниатюрный прибор для допплерографии, чтобы оценить кровоснабжение тканей мозга, питаемых средней мозговой артерией. Затем ученые специальной нитью перевязывали крысам одну из внутренних сонных артерий (расположены в шее), чтобы нарушить ток крови в средней мозговой артерии правого полушария. Через лва часа нить на внутренней сонной артерии развязывали и в течение 22 часов наблюдали за тем, как в тканях правого полушария восстанавливается кровообращение, то есть происходит реперфузия.

После суток наблюдения головной мозг у крыс извлекали и от него отделяли правую и левую средние мозговые артерии. Их помещали в раствор, по составу солей близкий к крови. К нему добавляли вещество, блокирующее один из двух типов рецепторов к брадикинину: в половине случаев это был антагонист B1-рецептора, в половине — антагонист B2-рецептора. Через полчаса в раствор вводили токсин U46619, вызывающий сужение кровеносных сосудов, а еще через некоторое время — сам брадикинин в концентрациях от 10-12 до 10-5 моль/л. Миниатюрные приборы измеряли, как меняется натяжение стенок средних мозговых артерий после каждого из описанных воздействий. Кроме того, была и контрольная группа животных, у которых не вызывали ишемию и реперфузию, но их средние мозговые артерии после изъятия из мозга изучали точно таким же образом, как описано выше.

Также исследователи оценивали степень повреждения тканей головного мозга, вызванного локальной ишемией и последующим восстановлением кровообращения. Для этого они окрашивали срезы веществами, реагирующими на присутствие молекул — маркеров нарушения работы нервных клеток из-за недостатка кислорода (или его избытка, наступавшего при реперфузии).

Выяснилось, что на сосуды животных из контрольной группы (без ишемии и реперфузии) брадикинин не действует: они не расслаблялись, когда в раствор добавляли этот сигнальный пептид. Однако он вызывал расширение средних мозговых артерий у животных, которым нарушали работу этих сосудов, и это было тем заметнее, чем большую концентрацию пептида использовали. Эффект брадикинина проявлялся только в том случае, когда он действовал на сосуд из того полушария, которому перекрывали доступ крови перевязкой соответствующей внутренней сонной артерии. Брадикинин не оказывал влияния на степень сокращения средних мозговых артерий, если в поддерживающий их раствор добавляли антагонист B2-рецептора. Введение антагониста B1-рецептора не снижало эффективность брадикинина.

Таким образом, сигнальный пептид брадикинин способствует расслаблению стенок кровеносных сосудов головного мозга в случае, если их работа была нарушена ишемией и последующей реперфузией, то есть резким оттоком и притоком крови. Действие брадикинина обеспечивается работой одного из типов рецепторов к нему — B2. Значит, в теории активация этих рецепторов позволит улучшать состояние больных после локальной ишемии в головном мозге.