Роскосмос начал принимать коммерческие заказы на эксперименты на МКС

Предположительно, это позволит подготовиться к периоду, когда деятельность станции не будет финансироваться властями США.

Госкорпорация «Роскосмос» открыла возможность заказов на проведение коммерческих космических экспериментов. Сделать это может любая заинтересованная научная и образовательная организация. Эксперименты и исследования предлагается проводить в том числе с использованием уже размещенной на российском сегменте МКС научной аппаратуры, сообщает сайт Роскосмоса.

Приблизительно с 2024 года США предполагает свернуть правительственное финансирование МКС с тем, чтобы сконцентрировать средства на более «дальних» задачах, включая освоение Луны и изучение Марса. Россия в связи с этим окажется поставленной в сложную ситуацию, потому что пока значительная часть средств на содержание МКС она получает за счет доставки американских астронавтов на станцию. В связи с этим прорабатывается возможность «коммерциализации» МКС — перевода ее на частичное финансовое самообеспечение за счет заказов со стороны частного сектора.

Как отмечает Роскосмос, для реализации научно-прикладных исследований на борту модулей российского сегмента МКС уже есть более 30 комплексов научной аппаратуры и оборудования, готового к использованию при проведении космических экспериментов. Среди них — системы, позволяющие изучать самочувствие людей в условиях невесомости, развитие живых организмов при микрогравитации и т.д. С помощью этого оборудования можно осуществлять различные физико-химические, биологические, биотехнологические и медицинские эксперименты; изучать поверхность Земли и космическое излучение; исследовать реакцию органов человека на факторы космического полета и определенные условия; создавать новые материалы; испытывать различные инновационные методики медицинского обеспечения.

Также в составе российского сегмента МКС есть и иное оборудование, пригодное для проведения геофизических экспериментов и исследований физических условий в космическом пространстве, а также внешний бокс (контейнер) «Главбокс-С», предназначенный для выполнения медико-биологических и биотехнических космических экспериментов, требующих стерильных условий и пребывания изучаемых биологических объектов, термостат «ТБУ-В», используемый в различных опытах, требующих помещения исследуемых экспонатов в определенные температурные условия.

В целом инициатива Роскосмоса выглядит своевременной и разумной. Однако следует понимать, что наибольшее количество хорошо финансово обеспеченных научных и исследовательских организаций на планете расположено в США. Достаточно непросто себе представить большое количество заказов с их стороны в условиях современной ситуации в российско-американских отношениях. Дополнительно оттоку потенциальных клиентов может способствовать и объявленные рядом других стран инициативы по возможному развертыванию частных орбитальных станций.

«Энергия» начала проектирование модуля для посадки на Луну

Вероятно, пилотируемый полет российских космонавтов туда состоится в 2030-х.

РКК «Энергия» опубликовала годовой отчет за 2017 год, кратко описывающий деятельность организации за этот период. Среди необычных мест отчета — первое упоминание о начале работ над лунным взлетно-посадочным комплексом. Такая система нужна только при высадке человека на Луну. Ранее указывалось, что подобный десант станет возможным около 2031 года. Это подтверждает сведения об ориентации российской пилотируемой космонавтики на Луну при отказе от полетов на Марс в обозримом будущем. Таким образом, российская космическая программа в области пилотируемой космонавтики радикально отличается от планов SpaceX, которая в прошлом году опередила нашу страну по количеству успешных космических запусков.

Согласно отчету, в 2017 году в корпорации начались работы по формированию технического облика лунного взлетно-посадочного комплекса. Доставить его на окололунную орбиту планируется с помощью ракеты сверхтяжелого класса, первый полет которой, как уже писал «Чердак», намечен на 2028 год. Однако в новом отчете не указано, когда именно с его помощью планируется высадка человека на Луну. Ранее гендиректор корпорации Владимир Солнцев утверждал, что на поверхность Луны российские космонавты высадятся в 2031 году. По всей видимости, к этому же времени намечена и полная готовность модуля.

Технический облик нового взлетно-посадочного комплекса в отчете не обозначен, но его достаточно просто предсказать, исходя из специфики ранее созданных в нашей стране аппаратов, способных сесть на Луну. Практически любая мыслимая конструкция такого рода должна будет садиться «на хвост», тормозя двигателями и затем касаясь поверхности легкими посадочными опорами-«ногами», на манер советских лунных модулей сорокалетней давности или первых ступеней современных ракет Falcon. Ключевым вопросом, который предстоит решить проектировщикам, будет выбор конкретного топлива и двигателей для такого взлетно-посадочного комплекса.

В то же самое время в отчете нет никаких конкретных деталей по разработкам для пилотируемых полетов к Марсу. Это вполне согласуется с ранее высказанной позицией ряда деятелей отечественной космической отрасли, согласно которым такие полеты в ближайшие десятилетия невозможны. В 2017 году генеральный конструктор «Энергии», например, заявлял: «По моему мнению, они будут реальны не в 20-х и даже не в 30-х годах. Скорее в 40-х. Совершенно очевидно, что марсианская программа слишком велика для одной, даже очень богатой страны». [ ... ]

Российская космическая обсерватория нашла тысячи неопознанных объектов в окрестностях Земли

Для этого использовались широкоугольные камеры проекта МАСТЕР-ШОК.

Астрономы из МГУ им. М.В. Ломоносова с помощью сети роботизированных телескопов МАСТЕР-ШОК (Мобильная астрономическая система телескопов-роботов — широкоугольные оптические камеры) обнаружили близ Земли несколько тысяч ранее неизвестных объектов естественного и искусственного происхождения. К сожалению, в большинстве случаев их конкретная природа осталась неизвестной. Соответствующая статья опубликована в Astronomy Reports, с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Ученые проанализировали снимки, сделанные посредством широкоугольной камеры космической обсерватории МГУ «Ломоносов». С их помощью удалось зарегистрировать 22 181 кандидата в подвижные околоземные объекты. 10 711 из них, после сверки с существующими базами данных по действующим и «мертвым» искусственным спутникам, оказались либо сателлитами, либо их обломками — космическим мусором, уже учтенным в существующих каталогах.

Однако остальные 7876 никак не удалось надежно сопоставить с ранее известными объектами. Еще 3594 идентифицированы как известные объекты по их координатам, но показывают отличия от каталогизированных по скоростям и направлениям движения. Возможно, это космический мусор, детали ранее известных «мертвых» спутников.

К сожалению, однозначно установить природу этих неопознанных объектов почти невозможно. Дело в том, что линия связи космической обсерватории «Ломоносов» с Землей имела умеренную пропускную способность, а бортовой компьютер обсерватории — ограниченную емкость накопителей. Поэтому лишь примерно сотая часть изображений была передана исследователям, остальные были учтены только бортовым программным обеспечением автоматической обсерватории, отославшей параметры снимков на Землю. После этого сами снимки были стерты из памяти. Как отмечают авторы, если бы система связи имела большую пропускную способность, а бортовые накопители — повышенную емкость, то исследователям удалось бы установить природу обнаруженных некаталогизированных объектов. [ ... ]

Роскосмос создал мультиспектральные камеры для первого спутника «Арктика»

С их помощью российские метеорологи смогут эффективнее следить за глобальным потеплением и «кухней погоды» в Арктике.

Специалисты «Российских космических систем» (входят в госкорпорацию «Роскосмос») завершили разработку и изготовление комплекта многозональных сканирующих устройств для первого аппарата новой спутниковой системы «Арктика». Приборы переданы НПО имени С.А. Лавочкина для установки на космический аппарат. Его запуск запланирован на 2019 год. О происходящем сообщает пресс-релиз «Российских космических систем».

В настоящее время основные метеорологические аппараты дистанционного зондирования Земли, имеющиеся у России, — это спутники серии «Электро-Л», размещенные на геостационарной орбите. Она удалена от планеты на 36 000 километров. Находясь на ней, аппарат всегда остается неподвижным относительно той части земной поверхности, за которой наблюдает: скорость его движения по орбите такова, что он «зависает» над выбранным участком планеты. Однако геостационарная орбита оптимальна для наблюдений экватора или средних широт, а вот над высокими широтами и полярными областями уже нет — эту часть планеты сателлиты мониторят под слишком большим углом.

Поэтому спутник «Арктика-М» будет вести наблюдения с высокоэллиптической орбиты, вытянутой настолько, чтобы приближаться к приполярным регионам. Благодаря форме орбиты аппарат будет периодически удаляться от земной поверхности и давать разномасштабные изображения одного и того же места, у него будет отличная от вращения Земли скорость, а также непрерывное изменение ракурса съемки. Все это повышает риски получения дополнительных деформаций изображения и требует использования специальных процедур нормализации, которые будут эффективны только при наличии высокоточных измерений параметров движения съемочной системы. Поэтому в приборах нового спутника заранее существенно повышена точность измерений и координатной привязки.

На каждый аппарат комплекса «Арктика-М» установят по два многозональных сканирующих устройства (МСУ), которые будут резервировать друг друга, повышая надежность системы. Если один из них выйдет из строя, то работать продолжит другой, а взаимодействуя в паре, они смогут повысить качество получаемого изображения. В ходе работ по созданию МСУ была повышена радиационная стойкость всего прибора и его отдельных компонентов. [ ... ]