Современные египтяне — африканцы больше, чем древние

Команда английских, польских и немецких ученых сделала точный генетический анализ ДНК, выделенной из египетских мумий, и выяснила, в каком родстве они состоят с африканскими народами и насколько отличаются от современных египтян.

История Древнего Египта от Раннего царства до правления Птолемеев насчитывает более 3,5 тыс. лет. Традиции мумификации возникли очень рано и продолжались почти всю историю этой цивилизации. Изучить ДНК мумифицированных людей всегда было заманчивым для генетиков, но сделать это было почти невозможно из-за деградации ДНК в жарком египетском климате с высокой влажностью в гробницах и из-за химических веществ, используемых в мумификации.

Тем не менее попытки сделать анализ ДНК древних мумий предпринимались. Так, в 2010 году был сделан генетический анализ семьи фараона Тутанхамона, но из-за ее фрагментарности прежние данные ставились частью научного сообщества под сомнение.

Для нового исследования ученые взяли ДНК из египетских мумий, возраст которых датирован временем от 1400 г. до н.э. до 400 г. н.э., то есть периодов Нового царства, Третьего переходного и Позднего периодов. Генетики использовали более надежные высокопроизводительные методы секвенирования древней ДНК. Для исследования были взяты 166 образцов из 151 мумифицированного человека, которые хранятся в Тюбингенском университете в Германии и в одном из берлинских музеев.

В целом генетикам удалось восстановить митохондриальные геномы 90 человек и полный геном трех человек, жителей древнего Египта.

Анализ ядерной ДНК из останков трех древних египтян показал, что геномы двух из них относятся к ближневосточной гаплогруппе J, а геном третьего — к гаплогруппе E1b1b1, которая возникла, предположительно, на территории современной Эфиопии.

«Данные показывают, что современные египтяне наследуют на 8% больше генов от африканских предков, чем было у трех древних египтян. Абсолютные оценки африканской родословной с использованием этих двух методов у трех древних индивидуумов варьируются от 6 до 15%, а в современных образцах — от 14 до 21%», — говорится в сообщении Гарвардского университета. Это значит, что у современных египтян в среднем на 8% генов африканских племен (проживавших в районе Сахары) больше, чем было у древних египтян. Таким образом, в течение последних двух тысяч лет в популяции египтян постепенно увеличивалось количество африканских генов.

Причинами этого стало, как предполагают ученые, улучшение мобильности по реке Нил, расширение междугородной торговли между Африкой, к югу от Сахары, и Египтом и торговля рабами, начавшаяся примерно 1300 лет назад.

Что касается древних египтян, то, согласно ДНК-анализу, они были наиболее тесно связаны с древними популяциями в Леванте и с неолитическими популяциями с Анатолийского полуострова и Европы.

Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Ранее группа археологов из Стэнфорда выяснила, почему древние египтяне страдали артритом.