Как выглядит транзит горячего GJ 3470b через свою звезду NASA, ESA, and D. Player (STScI)

«Хаббл» увидел, как звезда переделывает горячий нептун в суперземлю

Она сдувает с газового гиганта атмосферу, оставляя от него только каменное ядро. Возможно, такова судьба большинства горячих нептунов

Ученые, познакомившись с судьбой планеты GJ 3470b, пришли к выводу, что планет класса «горячий нептун» мало из-за того, что радиационное давление их солнц лишает их атмосферы.

Экзопланеты, которых открыто уже очень много, астрономы делят на классы, чтобы удобнее было их различать. Обычно для этого берут название какой-нибудь планеты Солнечной системы, похожей по свойствам, и присоединяют к ней соответствующий эпитет. Например, миниземля, суперземля, супервенера, горячий юпитер, холодный юпитер, эксцентрический юпитер. Среди них есть и горячие нептуны. Как видно из названия, это класс планет с массой примерно как у нашего Нептуна, только горячих, вращающихся близко к своим звездам — ближе, чем Земля вокруг Солнца. С горячими нептунами все странно: их подозрительно мало. Но теперь ученые, кажется, поняли, в чем тут дело.

Астрономы из Женевы понаблюдали за представителем горячих нептунов GJ 3470b, который вращается вокруг звезды Gliese 3470, красного карлика на расстоянии 100 световых лет от Солнца. Планета — обычный горячий нептун, газовый гигант в 14 раз массивнее Земли, который вращается вокруг своей звезды на расстоянии в 10 раз ближе, чем Меркурий к Солнцу.

GJ 3470b (справа) по сравнению с Землей (слева) Radialvelocity / wikimedia commons

Ученые использовали космический телескоп «Хаббл», чтобы провести наблюдения, и данные об атмосфере GJ 3470b, полученные с помощью транзитной спектроскопии. Это значит, что планета проходила перед звездой, частично заслоняя ее от «Хаббла» и своей атмосферой меняя спектр света, который испускает красный карлик.

Анализ спектра показал не только оболочку из водорода вокруг планеты, но и водородный шлейф, тянущейся за ней. «Хвост» тянется по направлению движения планеты и далеко за пределы границ атмосферы. По мнению ученых, им удалось увидеть, как звезда своим радиационным давлением в буквальном смысле сдувает газовую оболочку с GJ 3480b. По оценкам ученых, планета уже потеряла от 4 до 35% своей массы за последние 2 миллиарда лет.

Водородный шлейф, срываемый звездой с газового гиганта (в представлении художника)NASA, ESA, STScI, and G. Bacon

По мнению астрономов, звезда постепенно лишает планету ее атмосферы, и в итоге от горячего нептуна остается только его каменное ядро. Таким образом он превратится в суперземлю, то есть планету, которая в несколько раз больше нашей, но все равно имеет нормальную твердую поверхность, а не сжиженный газ, как тот же Нептун или Юпитер. Планет класса «суперземля» гораздо больше, и теперь, кажется, понятно почему.

Кстати, именно на планете подобного типа, суперземле Kepler 452b, с наибольшей вероятностью могла зародиться жизнь, подобная нашей.

Астрономы нашли суперземлю у самой близкой к Солнцу одиночной звезды

Скорее всего, она слишком холодна для жизни земного типа.

Международная группа астрономов детально проанализировала данные о колебаниях звезды Барнарда, лежащей недалеко от Солнечной системы, и обнаружила возле нее следы как минимум одной планеты. Таким образом, не только альфа и проксима Центавра, но и эта близкая к нам звезда имеет свою планетную систему. Соответствующая статья опубликована в Nature. [ ... ]

Двойные звезды оказались главным источником планет-бродяг

Небольшие планеты вокруг парных звезд малой массы легко выбрасываются своими светилами в межзвездное пространство, где скитаются неопределенно долгое время.

Иван Шевченко из Института прикладной астрономии РАН изучил эволюцию орбит планет вокруг двойных звезд и пришел к выводу, что такие орбиты не могут быть стабильными бесконечно долго. Вначале планеты в подобных системах сближаются со своими звездами, а затем выбрасываются ими из своих систем. Из этого следует, что, возможно, основная масса планет-бродяг во Вселенной происходит именно из систем двойных звезд. Соответствующая статья опубликована в The Astronomical Journal.

Автор новой работы разбирает воздействие на орбиты планет тесных двойных звезд (так называют звезды, обращающиеся вокруг общего центра масс за считанные дни или десятки дней). Как он показывает, воздействие сразу двух светил вызывает усиленный разогрев недр планеты, а также уменьшение диаметра ее орбиты, то есть сближение с центральной парой звезд. Такое сближение в основном происходит на ранней стадии эволюции системы и заметно замедляется по мере приближения планеты к определенному рубежу, который автор обозначает как хаотическую зону. Однако на протяжении длительного времени, например миллиарда лет и более, планета может попасть и внутрь этой хаотической зоны. Вероятность ее попадания туда растет, если планета имеет небольшую массу (как Земля или типичные суперземли, известные нам по другим системам) или же если двойная звезда состоит из светил малой массы (например, красных карликов).

После попадания в хаотическую зону планета может (а со временем это происходит практически наверняка) поменять орбиту на такую, которая выведет ее за пределы «родной» планетной системы. Тогда она станет планетой-бродягой. Учитывая, что 70 процентов звезд во Вселенной являются малыми карликами и что более 50 процентов звезд Вселенной — двойные, количество небольших планет-бродяг, покинувших свои системы по описанному механизму, должно быть довольно велико. Только в нашей Галактике с ее 200 миллиардами звезд таких «беглых» планет может быть порядка миллиарда.

Исследователь отмечает, что его расчеты подтверждаются имеющимися данными относительно наличия планет в системах тесных двойных звезд. На данный момент их там известно заметно меньше, чем в системах одиночных звезд. Это сходится и с другим результатом новой работы, согласно которому обеднение планетных популяций тесных систем двойных звезд должно происходить за период от миллиарда лет. [ ... ]