Искусственное освещение провоцирует развитие ожирения

Голландские ученые выяснили, что искусственно продлеваемый световой день приводит не только к сбою циркадных ритмов (биологических часов) организма, но и способствует развитию ожирения и связанных с ним болезней, таких как диабет второго типа и сердечно-сосудистые заболевания.
Исследователям давно известно, что искусственное изменение длины светового дня (например, работа в освещенном помещении в ночные часы) приводит к сбою в работе циркадных ритмов организма, вследствие чего у человека появляются проблемы со сном, гормональные сбои, а у женщин зачастую нарушается репродуктивная функция. Голландские ученые опубликовали статью в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, в которой сообщают: долгий световой день, помимо прочего, приводит к развитию ожирения, а также связанных с ним заболеваний: диабету второго типа и проблемам с сердечно-сосудистой системой.

Ученые провели эксперименты на мышах, разделенных на три группы. Помещение, в котором обитала первая группа грызунов, освещалось на протяжении 12 часов в сутки, второе — 16 часов в сутки, а третье — постоянно. Результаты работы показали, что количество светлых часов в сутки напрямую влияет на функционирование бурой жировой ткани — одного из двух видов жировой ткани млекопитающих, наиболее развитой у новорожденных детей. Функции бурого жира заключаются в поддержании энергетического баланса организма, то есть в обеспечении верных пропорций между количеством съеденной пищи и объемом выделенной в виде тепла энергии.

Долгий световой день нарушает работу клеток бурой жировой ткани, из-за чего в организме накапливаются жирные кислоты и глюкоза. К концу эксперимента, длившегося пять недель, мыши, которые проводили в освещенном помещении круглые сутки, начинали страдать от лишнего веса, хотя питались они точно так же, как и другие подопытные грызуны. Кроме того, ученые выяснили, что сбои в работе клеток бурой жировой ткани приводят к развитию диабета второго типа и сердечно-сосудистых заболеваний. Авторы работы полагают, что, если исследователям удастся найти способ восстановления нарушенной работы бурого жира, они смогут справляться с последствиями нарушенного светового режима организма.