Раковые клетки можно убивать с помощью нанозолота и лазерного излучения

Ученые из Красноярского научного центра СО РАН разработали способ селективного разрушения раковых клеток с помощью теплового воздействия и наночастиц золота.

Основанные на нанотехнологиях средства терапии онкологических заболеваний сочетают физические и биологические методы. Активные молекулы адресно доставляют лекарство к онкологическим клеткам, которые уничтожаются физической активацией действующего вещества — нагреванием или ультразвуком. Средством доставки служат аптамеры — «молекулы-поводыри», которые представляют собой искусственные одноцепочечные последовательности ДНК или РНК. Аптамеры благодаря высокой специфичности связываются с нужными клетками. Такие сложные системы доставки называют биоконьюгантами.

Красноярские ученые вводили в организм лабораторных мышей со злокачественной карциномой Эрлиха биоконьюганты с наночастицами золота и облучали опухоль лазером (не более пяти минут) в зеленом диапазоне спектра. Под действием такого излучения наночастицы разогревались и создавали локальный перегрев тканей, который приводил к разрушению раковых клеток, в то время как здоровые ткани остались нетронутыми.

Какое именно излучение будет эффективно «разогревать» наночастицы, определяется их размером. Так, зеленый свет вызывает нагрев частиц в поверхностных слоях кожных покровов, красный же проникает в глубь организма. Поэтому для исследуемых наружных опухолей ученые применяли частицы размером порядка 30 нанометров. По словам ученых, для каждой опухоли можно будет подобрать частицы с определенными свойствами. Для удаления внутренних новообразований ученые планируют использовать чуть более крупные наночастицы с плазмонным резонансом в красной области спектра.

Для подтверждения эффективности ликвидации опухоли специалисты использовали позитронно-эмиссионную томографию и компьютерную томографию с анализом раковой ткани. Результаты такой диагностики позволяют с высокой достоверностью отличить доброкачественное образование от злокачественного.

По словам авторов, для разработки технологии были задействованы специалисты из нескольких областей: физики, химики, биологи, медики и математики. Ученым необходимо было установить механизмы теплового воздействия, сделать теоретические обоснования, чтобы адаптировать методику, опробованную ранее на клеточных культурах, для живого организма.

Разработанные метод терапии онкологических заболеваний подходит для случаев, когда удаление опухоли хирургическим способом является сложной задачей.

Результаты исследования опубликованы в журнале Molecular therapy.

Ранее ученые из США предложили новый метод ранней диагностики рака по анализу крови. Их тест, который реагирует на связанные с раком ДНК и белки в крови пациентов, правильно распознал рак ранней стадии примерно в 70% случаев.