Физики выяснили, откуда берется запах дождя

Специалисты из Массачусетского технологического института (США) описали механизм появления запаха, который мы чувствуем, когда идет дождь.

Каллен Бьюи (Cullen Buie) и Юн Су Джун (Young Soo Joung) в лабораторных условиях записали на высокоскоростную камеру, как капли дождя падают на различные поверхности: естественные и искусственные. Оказалось, при падении капли на землю в образовавшейся мини-лужице возникают пузырьки воздуха, которые, всплывая на поверхность, выбрасывают в воздух аэрозоли, подобно тому как это происходит в бокале с шампанским.

Аэрозоли, возникающие при дожде, в естественных условиях могут нести с собой ароматические вещества из почвы, а также бактерии и вирусы. Как выяснили ученые, если дождь слишком сильный или почва уже слишком влажная, аэрозолей выбрасывается меньше. Поэтому запах дождя чувствуется сильнее, когда на улице моросит, а не льет как из ведра.

Это исследование также помогает объяснить, каким образом «путешествуют» почвенные микробы и как они вообще оказываются в воздухе, где их появление ранее не могли объяснить.

Статья опубликована в журнале Nature Communications.

Лингвисты создали интерактивную карту распространения языков в мире

Бразильская языковая школа Easyway Language Centre, Google и Wikipedia создали интерактивную карту, которая показывает, как введенное пользователем слово переводится на разные языки, и "подсвечивает" пути распространения языков по миру.

Например, на карте видно, что португальский язык используется в Мозамбике — государстве Восточной Африки, потому что Мозамбик раньше был португальской колонией и до сих пор сохраняет этот язык в качестве государственного. Дополнительные сведения о языке той или иной страны можно посмотреть, щелкнув на перевод, — появится короткая справка, составленная по материалам Wikipedia. В интерфейсе карты и тексте справок используется английский язык, однако вводить слова для обработки можно на любом языке.

“Протон-М” успешно вывел на орбиту британский спутник связи

Ракета-носитель “Протон-М” с разгонным блоком “Бриз-М” вывела на целевую орбиту британский коммерческий спутник связи Inmarsat-5 F-2. Это стало первым космическим пуском Роскосмоса в 2015 году, и он прошел успешно.

Ракета стартовала в 15:31 по московскому времени с космодрома Байконур в воскресенье, 1 февраля. Далее от нее отделился разгонный блок вместе со спутником, и аппарат

достиг целевой орбиты

в 7:02 утра 2 февраля.

Высота орбиты такова, что один оборот вокруг планеты занимает одни сутки - столько же, сколько оборот самой Земли. В результате эффекта синхронизации скоростей Inmarsat-5 F-2 завис над Атлантическим океаном на высоте около 36 тысяч километров и стал вторым аппаратом в системе Global Xpress, которая должна состоять из трех однотипных спутников. Первый, Inmarsat-5 F-1, запустили с Байконура еще в 2013 году, а третий пока что ожидает своей очереди. [ ... ]

Ученые ИТМО создали тромборассасывающих «биороботов»

В международной научной лаборатории «Растворная химия передовых материалов и технологий» Университета ИТМО разработан новый подход к получению тромборассасывающих средств. Руководитель лаборатории Владимир Виноградов рассказал о том, как приблизить эру «биороботов», которые лечат людей.

Тромб — это сгусток крови. В большинстве случаев тромбины, ферменты в крови, работают на благо: закупоривают раны, останавливая кровотечение. Но они же могут стать причиной опасного образования. Разрушить тромб в сосудах человека помогают особые лекарственные ферменты. Они вступают в реакцию с плазминогеном, превращая его в плазмин, который влияет на лизис («растворение клеток и их систем» — прим. ред) тромба. Однако человеческая иммунная система недоверчиво относится к вводимым ферментам. Поэтому у современных препаратов всего лишь несколько минут, чтобы запустить механизм тромболизиса. По истечении этого времени лекарство нивелируется иммунитетом и перестает работать. Концепция препарата позволяет ферментам гораздо дольше находиться в крови человека и гарантированно достигнуть своей цели — уничтожить тромб, угрожающий его жизни.

В 1990 году профессор Еврейского университета Давид Авнир опубликовал статью, которая стала настоящим прорывом в науке. Он соединил «керамику» и биоматериалы — неорганические и органические вещества в одной структуре. Профессор Авнир разработал специальный подход, в результате которого неорганический материал (он использовал кремнезем, SiO2) «захватывал» ферменты. Представьте себе прочную керамическую клетку (матрицу), в которой заключены живые вещества в полной сохранности. Это значительно повысило стойкость биоматериалов, которые изначально нестабильны. Большинство вакцин и лекарств с ферментами требовали хранения при низких температурах. Теперь их свойства можно сохранить в гораздо менее комфортных для них условиях.

Однако позже он признал, что разработанные биокомпозиты едва ли найдут реальное применение в медицине. Согласно строгим правилам американской организации Food and Drug Administrarion (FDA), которая занимается контролем стандартов пищевых продуктов, косметических средств, лекарств, кремнезем нельзя применять в препаратах, которые вводятся парентерально, то есть в обход желудочно-кишечного тракта. А именно такие лекарства эффективны в лечении тяжелых заболеваний. Так были созданы тромборассасывающие "биороботы".