Макет «Радиоастрона»Vitaly V. Kuzmin/CC BY-SA 4.0/Wikimedia Commons

«Радиоастрон» перестал откликаться на команды с Земли

Однако косвенные признаки указывают на то, что научное оборудование на борту действует

В ходе штатного сеанса связи в прошедший четверг специалистам НПО им. Лавочкина не удалось передать на борт телескопа «Радиоастрон» циклограмму с управляющими командами, а также получить телеметрию со спутника. После этого предпринимались еще три попытки связаться с телескопом, которые также окончились неудачей. Следующая попытка произойдет 13 января в 14:00 по Москве.

О неполадках на борту крупнейшего радиотелескопа в мире стало известно «Газете.ру», корреспонденты которой в пятницу беседовали с руководителем научной программы «Радиоастрона», академиком Юрием Ковалевым. Тот рассказал журналистам о том, что сеанс связи в четверг закончился ничем и что, по данным с обсерватории в Грин-Бэнк, научная аппаратура на борту телескопа работает.

В субботу ТАСС задал несколько вопросов руководителю проекта и директору ФИАН, академику Николаю Кардашеву. Тот подчеркнул, что «сказать, что аппарат вышел из строя, нельзя», поскольку «сигналы от него есть», и стоит говорить скорее о том, что специалисты НПО им. Лавочкина, отвечающие за управление орбитальным радиотелескопом, «пока не могут разобраться с управлением».

«Радиоастрон» — единственный отечественный проект в космосе, направленный на фундаментальные астрофизические исследования. Телескоп занимается интерферометрическими наблюдениями активных ядер галактик, пульсаров, квазаров и других объектов космологического масштаба. Он был выведен на эллиптическую орбиту Земли в 2011 году и с тех пор продолжал выполнять научную программу, а срок его работы неоднократно продлевался. Последний раз «выход на пенсию» аппарата перенесли на конец 2019 года. Как отметил в разговоре с «Газетой» Ковалев, неполадки с управлением телескопом уже случались, поэтому, хотя и нынешняя проблема явно серьезна, ученые не теряют надежды на благополучное разрешение ситуации.

Российская космическая обсерватория нашла тысячи неопознанных объектов в окрестностях Земли

Для этого использовались широкоугольные камеры проекта МАСТЕР-ШОК.

Астрономы из МГУ им. М.В. Ломоносова с помощью сети роботизированных телескопов МАСТЕР-ШОК (Мобильная астрономическая система телескопов-роботов — широкоугольные оптические камеры) обнаружили близ Земли несколько тысяч ранее неизвестных объектов естественного и искусственного происхождения. К сожалению, в большинстве случаев их конкретная природа осталась неизвестной. Соответствующая статья опубликована в Astronomy Reports, с ее препринтом можно ознакомиться на сайте Корнелльского университета.

Ученые проанализировали снимки, сделанные посредством широкоугольной камеры космической обсерватории МГУ «Ломоносов». С их помощью удалось зарегистрировать 22 181 кандидата в подвижные околоземные объекты. 10 711 из них, после сверки с существующими базами данных по действующим и «мертвым» искусственным спутникам, оказались либо сателлитами, либо их обломками — космическим мусором, уже учтенным в существующих каталогах.

Однако остальные 7876 никак не удалось надежно сопоставить с ранее известными объектами. Еще 3594 идентифицированы как известные объекты по их координатам, но показывают отличия от каталогизированных по скоростям и направлениям движения. Возможно, это космический мусор, детали ранее известных «мертвых» спутников.

К сожалению, однозначно установить природу этих неопознанных объектов почти невозможно. Дело в том, что линия связи космической обсерватории «Ломоносов» с Землей имела умеренную пропускную способность, а бортовой компьютер обсерватории — ограниченную емкость накопителей. Поэтому лишь примерно сотая часть изображений была передана исследователям, остальные были учтены только бортовым программным обеспечением автоматической обсерватории, отославшей параметры снимков на Землю. После этого сами снимки были стерты из памяти. Как отмечают авторы, если бы система связи имела большую пропускную способность, а бортовые накопители — повышенную емкость, то исследователям удалось бы установить природу обнаруженных некаталогизированных объектов. [ ... ]

Телескоп «Хаббл»NASA

На телескопе «Хаббл» сломалась основная камера

А для отправки ремонтников и запчастей к телескопу, кажется, нет подходящего корабля

Широкоугольная камера Wide Field Camera 3 на космической обсерватории «Хаббл» прекратила работу. Причины этого пока неясны. Камеру пытаются «оживить» с Земли, а астрономы продолжают наблюдения при помощи остальных инструментов.

Многие электронные компоненты в приборе имели резервные части, поэтому не исключено, что даже выход из строя определенного узла не приведет к полной потере камеры. Как сообщает NASA, камера прекратила работу вечером 8 января. Это далеко не первая техническая проблема с телескопом — ранее у «Хаббла» отказывали гироскопы, необходимые для точного наведения на объект и поддержания стабильной ориентации в пространстве.

Wide Field Camera 3 перед погрузкой в грузовой отсек шаттла. Инструмент имеет разрешение в 0,04 угловых секунды — это даже меньше (и, следовательно, лучше) дифракционного предела оптики телескопаNASA

В 2009 году, во время последней миссии по ремонту и обслуживанию орбитальной обсерватории, на «Хаббле» поменяли и камеру Wide Field Camera 3, и все шесть гироскопов. В 2018-м инженерам пришлось задействовать три резервных гироскопа, так как три основных вышли из строя. Резервные гироскопы при этом имеют больший срок службы, так что теоретически с ними телескоп может проработать еще несколько лет, и, кроме того, он останется ограниченно пригодным для наблюдений даже при наличии всего двух гироскопов. Камера, которая сейчас прекратила выдавать изображения, тоже может быть либо починена путем задействования ранее неиспользуемых резервных компонентов, либо исключена из работы — установленные на борту спектрометры и камера Advanced Camera for Surveys позволяют вести наблюдения дальше.

Снимки с камеры Wide Field Camera разных поколений. Прибор полностью меняли в ходе сервисных миссийNASA