Ради спасения носорогов генетики бросили вызов браконьерам

Генетики и зоологи из Университета Претории (ЮАР) и Санкт-Петербургского государственного университета научились раскрывать происхождение контрабандных товаров из носорога.

Черный и белый носороги числятся в списке Международного союза охраны природы как находящиеся в критической опасности и близкие к уязвимому положению.

Белый носорог в ЮАР был практически истреблен к концу XIX века охотниками, но благодаря усилиям экологов поголовье этого вида в 2015 году составило 20 тысяч особей. Численность же черного носорога постоянно сокращалась: насчитывалось всего 2,5 тысячи в 1995 году. Вопреки жестким запретам на торговлю товарами из ценного рога, в ЮАР отмечен рост случаев нелегального отстрела этого животного.

Местные экологи, официальные власти и генетики из Университета Претории и СПбГУ борются с браконьерами, направляющими носорожью контрабанду в Китай и Вьетнам для изготовления лекарств и украшений. Раньше доказать незаконное происхождение товаров было невозможно, а теперь, с помощью разработанного учеными метода, можно легко и надежно установить связь между, например, порошком или серьгами из рога африканского гиганта и местом его убийства, на котором был обнаружен остов зверя. Таким образом, можно предъявить обвинения браконьерам и на законных основаниях конфисковать найденный предмет.

Суть метода заключается в уникальности коротких тандемных повторов — участка носорожьей ДНК, индивидуального для каждой особи. Образец ДНК, выделенный из части ткани убитого животного или его рога, можно проверить по созданной учеными базе данных, в которой содержатся сведения об индивидуальных профилях ДНК более 20 тысяч носорогов, и установить, о каком индивиде идет речь, где он обитал, когда и где был убит.

В базе данных есть сведения о более чем 5800 носорогах, павших от рук браконьеров с 2010 года. По 120 таким случаям конфискованные материалы с генетической расшифровкой легли в основу следственно-оперативной работы. Есть уже и обвинительные приговоры с тюремными сроками от 15 месяцев до 29 лет.

Новый метод эффективен, потому что при обработке коротких тандемных повторов ученые научились получать максимум информации, значимой именно для видов черного и белого носорога. Помимо базы данных были разработаны приложения для работы в полевых условиях и необходимые для работы инструменты.

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

Ранее ученые выяснили, что военные конфликты между людьми губят и дикую природу.