Рачкам легче пережить ядерный катаклизм целой популяцией

Российские ученые узнали, как влияет радиация на популяцию спящих ветвистоусых рачков. Оказалось, что они смогут размножаться после пробуждения даже при высоких дозах облучения.

Ученые из Института биофизики КНЦ СО РАН, Сибирского федерального университета и Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН исследовали Moina macrocopa, мелких рачков (размером едва больше одного миллиметра), обитающих в пресных водоемах. Моины, как и дафнии, играют важную роль в водной экосистеме, питаясь микроскопическими водорослями и сами служа кормом для рыб. Кроме того, ветвистоусые рачки — модельный объект для изучения влияния загрязнений на окружающую среду (например, их можно использовать как живые сенсоры).

Ранее «Чердак» уже писал о том, что яйца моин хорошо переносят облучение. Теперь ученые провели еще один эксперимент, в котором они наблюдали за жизнью не отдельных рачков, как в прошлом эксперименте, а за популяцией из облученных яиц.

Оказалось, что популяция устойчивее, чем отдельные особи. Она быстро восстанавливает свою численность, даже если большинство особей потеряло способность размножаться из-за радиации. Рачки, которые могут откладывать нормальные яйца несмотря на дозу в 80 грей во время спячки, быстро восстановили популяцию.

По словам Егора Задереева, ведущего автора исследования, результаты можно назвать оптимистическими: во первых, популяция оказалась более устойчивой к облучению на стадии покоящихся яиц, чем отдельные особи, во-вторых, дозу облучения в 100 грей за короткий промежуток времени можно набрать только в самых загрязненных местах, например в пруду около Чернобыльской АЭС.

Во многих слабозагрязненных водоемах летальные для популяции дозы облучения покоящиеся яйца наберут лишь за сотни или тысячи лет. Как рассказал ученый, сейчас исследователи планируют выяснить, могут ли рачки передавать по наследству невосприимчивость к радиации и способность размножаться после высоких доз облучения во время спячки.

Исследование описано в журнале Journal of Environmental Radioactivity.

Новый опасный золотистый стафилококк пришел в Россию из Сектора Газа

Исследователи из Детского научно-клинического центра инфекционных болезней (ДНКЦИБ) обнаружили в России новые генетические линии золотистого стафилококка, пришедшие с Ближнего Востока и из Европы, и некоторые из них опасны для человека.

Золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus) — микроорганизм, вызывающий разнообразные инфекции у человека, начиная от воспаления кожи и заканчивая тяжелыми инфекциями кровотока. До внедрения пенициллина в клиническую практику S. aureus был главной причиной летальных исходов при бактериальных инфекциях. Этот микроорганизм может абсолютно бессимптомно колонизировать кожные покровы и носоглотку у человека и животных. Однако настоящую угрозу представляют метициллинрезистентные стафилококки (Methicillin-resistant S. aureus — MRSA).

Этот тип золотистого стафилококка обладает множественной лекарственной устойчивостью: он невосприимчив к действию всей группы бета-лактамных антибиотиков, куда входят пенициллины. Из-за того что устойчивость дополняется резистентностью (способностью к сопротивлению) и к другим антибиотикам, выбор препаратов для лечения инфекций, вызванных MRSA, весьма ограничен.

С MRSA часто связаны внутрибольничные инфекции. В больницах пациенты с открытыми ранами и с ослабленной иммунной системой подвергаются большему риску инфицирования, чем другие пациенты. В недавно опубликованном исследовании ученые подсчитали, что время пребывания пациента в стационаре с MRSA-инфекцией достигает 76 суток. Поэтому в 2016 году этот штамм включили в список микроорганизмов, угрожающих человечеству.

Как и многие бактерии, MRSA размножается делением клетки. В колонии можно выделить как относительно «безобидные» клоны, так и, наоборот, опасные — высоковирулентные, способные к заражению и устойчивые к новым антибиотикам. Клоны MRSA связаны с определенной географической территорией: одни генетические линии охватывают огромные территории и, наоборот, можно выделить клоны-эндемики (например, высоковирулентный клон ST8-USA300 встречается только в США). [ ... ]

Белок болезни Альцгеймера путешествует из тела в мозг

Китайские и канадские ученые выяснили, что бета-амилоид — один из главных факторов развития болезни Альцгеймера, синтезированный вне головного мозга, — может с кровотоком проникать в мозг и развивать патологию.

Болезнь Альцгеймера — самая распространенная возрастная нейропатология, ведущая к нарушению работы мозга. По данным ВОЗ, во всем мире около 6−7 млн человек ежегодно пополняют ряды страдающих от этой болезни. Она была открыта в 1907 году, но до сих пор нет точного понимания причин ее развития и эффективных средств борьбы с ней.

Как сегодня считается, болезнь Альцгеймера формируется на фоне агрегации (скопления) в головном мозге белка бета-амилоида, который вызывает гибель нейронов и нарушение мозговых функций. Недавние исследования показали, что эта патология может иметь и инфекционную природу. Было обнаружено, что бета-амилоиды могут попадать в организм людей во время медицинских процедур (операций и инъекций).

Новое исследование ученых помогает глубже понять возможные механизмы развития болезни Альцгеймера. Для своего эксперимента ученые взяли лабораторных мышей двух видов. Одни мыши были генетически модифицированы так, чтобы их организм синтезировал повышенные уровни характерного для человека вида бета-амилоида. Другие мыши были обычными здоровыми животными. Ученые при помощи хирургической операции соединили вместе генетически мутантную мышь со здоровой, объединив их кровоток в одну единую систему кровообращения.

После 12 месяцев такого совместного пребывания мозговые ткани «здоровых» мышей проанализировали. Анализ показал, что бета-амилоид из организма мутантных мышей благополучно проник с кровотоком в мозг обычных, вызвав образование характерных для болезни Альцгеймера скоплений этого белка. Кроме этого, «заразившиеся» бета-амилоидом грызуны демонстрировали и другие признаки патологии: воспаление, нарушения функции обучения и памяти и гибель нейронов. Причем развитие этих процессов начинало фиксироваться уже после четырех месяцев с начала объединения кровотоков. [ ... ]

Российский ученый раскрыл философский смысл шумерских пословиц

Профессор СПБГУ, востоковед Владимир Емельянов реконструировал систему ценностей и представлений о жизни обитателей южной Месопотамии конца III — начала II тыс. до н.э. на основе их пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки — существенная часть корпуса дошедших до нас шумерских текстов. Известно более 2000 пословиц в составе 26 сборников и несколько десятков пословиц из литературных текстов разных жанров. Пословицы записывались главным образом учителями писцовых школ с самого раннего времени (XXVII в. до н.э.) и дошли от всех эпох шумерской истории на школьных табличках.

Так как пословицы изучались в шумерских школах, можно сделать вывод, что этот жанр выражал ценности, разделяемые всеми слоями населения, хотя сочиняли их представители разных сословий. Пословицы также применялись как аргумент в официальных речах. Понять, что перед нами именно пословица, а не другой жанр (гимн, заговор, эпос, молитва) можно по нескольким признакам, понятным специалистам: особой структуре (одно-два предложения, записанных на отдельных строчках), специфической стилистике и содержанию текста.

Ученый сделал вывод, что шумеры ценили жизнь и держались за нее до конца, несмотря на все невзгоды («Недобрым дням нет счета, но жизнь лучше смерти»). Они ценили сотрудничество даже выше дружбы («Дружба — вещь на один день, сотрудничество — навсегда»). Также жители древней Месопотамии не любили кочевой образ жизни и ценили простые удовольствия, которые давало им земледелие («Удовольствие в пиве. Зло в странствии»).

Большое место в философии шумеров занимала судьба. Ее считали внешним спутником человека, а не внутренне присущим ему понятием («Судьба — собака, идущая позади»). Также шумеры ценили верность материнскому началу своей природы и божественному началу своей личности — из них складывалось человеческое предназначение («Исполнил свой жребий — порадовал свою мать. Побежал [дальше] — порадовал своего бога»). [ ... ]